Кто спекулирует на имени Цоя?
В чьих руках сейчас находится право на наследие легендарного рок-певца
Группа «Металлика», вызвавшая огромный ажиотаж своим выступлением в Москве, в самое сердце поразила россиян исполнением фрагмента песни «Группа крови» легендарного «Кино». Как потом выяснилось – этот ход заезжие гастролеры используют практически в каждой стране своего мирового тура, исполняя кусочек композиции из репертуара местных коллективов.
Гитарист группы «Кино» Юрий Каспарян довольно резко отреагировал на подобную выходку. Он упомянул об авторских правах на произведение российской группы. Как известно, они принадлежали вдове Виктора Цоя – Марьяне, и музыканты «Кино» в какой-то момент даже пытались с ней судиться за право исполнения песен группы в обновленном составе с новым вокалистом из Чечни Бекханом Барахоевым.
Юрий прошелся также по неумелому вокалу – музыканты «Металлики» пели по составленному им фонетическому графику и довольно сильно коверкали слова. Cам Каспарян спустя недели две сделал ответный жест и вместе со своим новым детищем «Симфоническое Кино» спел в честь «металлистов» уже их песню:
Критиковать исполнителей шедевров Цоя Каспарян имеет право, поскольку является одним из основателей группы «Кино» и был ее бессменным лидер-гитаристом вплоть до 1990 года. Потом вместе с Вячеславом Бутусовым основал группу «Ю-Питер» и проработал в ней 16 лет. Ныне его детище – «Симфоническое Кино».
Каспарян был наиболее близким другом Виктора Цоя из всего состава группы. Увы, он не очень любит вспоминать прошлое, хотя достаточно активно использует в своей нынешней деятельности творчество легендарного Цоя. Особенно после того, как в 2005 году ушла из жизни Марьяна и все права перешли к единственному сыну Александру.
Надо сказать, при жизни Марьяна довольно крепко и уверенно держала в своих руках бразды правления творческим наследием Цоя и даже запретила исполнение «Ляписом Трубецким» кавер-версии песни «Алюминиевые огурцы» в проекте «Кинопробы-2000». Ей показалось, что это было чересчур разухабисто!
После ее смерти (у Марьяны была опухоль мозга) на Александра свалилась вся рутинная работа по наследию Цоя. Но он попытался от нее скрыться в своей музыкальной группе «Ронин», играя малопонятный кому психорок. Наслушавшись обвинений в том, что он недостоин фамилии знаменитого отца, Саша сменил ее на неприметную – Молчанов. Занялся клубным бизнесом и открыл в Питере заведение с интригующим названием «Da: Da:». Он приглашал туда западных музыкантов преимущественно андеграундной сцены, но вскоре и эта затея затухла.
Решив разобраться в делах творческого наследия отца, Александр забрал права у нежно пестуемой ранее Марьяной фирмы «Мороз Рекордз». Он посчитал, что их выплаты величиною в штуку «зеленых» в квартал ничтожно малы по сравнению со всевозрастающей популярностью творчества Виктора Цоя. И передал права в мало кому известное агентство, которое уронило доход от использования песен Цоя втрое!
Сейчас Александр увлечен новыми проектами – уже упоминавшимся «Ронином» и «Симфоническим Кино», – над которыми он трудится совместно с Каспаряном, исполняя функции оформителя и светотехника сцены. Кстати, народ валом валит на их шоу, чтобы хотя бы просто увидеть живые легенды.
Кстати
Юрию Каспаряну не так давно на одном из его концертов подарили не публиковавшийся нигде ранее снимок «Кино» 88-го года, где он рядом с другом Виктором. Этот раритет он взял с благодарностью, а вот фотографироваться с портретом бывшей супруги и американской рок-мессии Джоанны Стингрей наотрез отказался. В 1991 году их брак распался, а в 2004-м Каспарян женился на некогда известной ленинградской модели Наталье Назаровой (Турик), ныне она свободный художник. И понятно, что фото с портретом Стингрей могло бы не прийтись Наталье по вкусу.