"Завод" Юрия Быкова – фильм про классовую войну в современной России
На экраны выходит «Завод» Юрия Быкова, который окончательно доказал свое право принадлежать к высшей лиге режиссуры
На экраны выходит «Завод» – картина 37-летнего режиссера Юрия Быкова, который окончательно доказал свое право принадлежать к высшей лиге российской режиссуры.
Если остальным режиссерам придется просто подвинуться, то Андрею Звягинцеву, пожалуй, стоит и взволноваться. Быков отчасти зашел на «его» поле: снимает про современную российскую глубинку, где все по-прежнему беспросветно, но снимает куда более динамично. Юрий Анатольевич делает кино не менее глубокое, но более зрелищное и вполне может получить отклик если не в Каннах, то в той самой глубинке, о которой снимает.
Олигархи, сросшиеся с властью и уже на голову переросшие ее. Их охранники, которым «повезло» в жизни быть близкими к «успешным» людям и их кормушкам. Менты, ходящие под этой конструкцией и грозные только для низших классов. Рабочие завода, влачащие жалкое существование, но берегущие единственную ценность, которая есть в их жизни, – свою семью. И Ее Величество Справедливость, которой не хватает всем – от хозяев жизни до рабов, но за которую готов биться один-единственный человек. Биться с оружием в руках без какой-либо надежды эту битву выиграть.
«Завод» – фильм о революции. Не о той «цветной» геополитической, которой так боится власть и пытается напугать нас. А о левой, более близкой России, где в отдельно взятых маленьких городках, в натыканных дешевых панельных домах, от которых веет тотальным депрессняком, люди еле сводят концы с концами. Фильм-выбор, когда понятия «рентабельность» и «банкротство» тают перед словом «участь», когда разница в качестве жизни сводит на нет все экономические аргументы сытого общества. Фильм, отвечающий ничуть не хуже, чем «Курочка Ряба» Кончаловского, на вопрос, почему капитализм в России по-прежнему чужеродное явление. Быков ставит еще один, гораздо более простой и давно интересующий всех вопрос: «Почему мы, такие великие, по-прежнему в такой жопе?» Но ответить на него уже веками не может никто.
Отчасти «Завод» – криминальная драма со стрельбой, драками и кровью. Но как комедии Жоры Крыжовникова несравнимы с потоком туповатых киноржак, так же и драмы Юрия Быкова нельзя ставить в один ряд ни с гонялками-стрелялками, ни с серией чуть более осознанных, но все равно оторванных от жизни фильмов о нравах стильных московских бизнесменов из сытых нулевых с их тачками, телками и часами за миллионы долларов. Силу бабла и зла Быков, несомненно, показал точнее и гораздо точнее проиллюстрировал сакраментальное «человек человеку волк».
Добавим к плюсам «Завода» врожденное режиссерское умение подать материал, хорошую игру актерской бригады во главе с великолепными Денисом Шведовым и Андреем Смоляковым. Быкова, правда, уже критикуют за не совсем внятный сценарий, который, в отличие от его «Дурака», оставляет много вопросов по логике сюжета, и за гротеск. Но фактологический туман иногда даже на пользу той ауре, которую режиссеру удалось создать вокруг мрачного и безнадежного провинциального российского завода.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №04-2019 под заголовком «Замочить олигарха».