Исполнительница песни "А ты не летчик" стала музой художника
На эстраде 90-х она была известна как Анка-пулеметчица. Но вот уже более 15 лет о Наталье Ступишиной ничего не слышно
На эстраде 90-х она была известна как Анка-пулеметчица, а ее хит «А ты не летчик» любят до сих пор. Но вот уже более 15 лет о Наталье Ступишиной (настоящее имя актрисы) ничего не слышно. Поговаривали, будто бы она навсегда уехала жить в Америку. Однако мы нашли легендарную Анку в Москве. Уговорить ее на разговор оказалось делом нелегким.
Встречу Наталья назначила в центре Москвы – в одном из переулков Арбата у Ступишиной и ее супруга, художника Руслана Гудиева, двухэтажная квартира-студия.
– Наташа, после разговоров, что вы давно живете в Америке, обнаружить вас в Москве было неожиданно...
– Про Америку – это всё слухи. Просто сначала в Бостоне, а затем в Нью-Йорке уже много лет живет моя дочь Полина Гудиева. В свое время она получила грант на учебу в музыкальном колледже «Беркли», а сегодня сотрудничает с американскими музыкантами и продюсерами, пишет музыку. Например, работает с известным певцом и музыкантом Эминемом. Сейчас Полина уже известный автор и исполнитель, много гастролирует по миру, и я за нее рада! Мы с мужем часто навещаем ее – наверное, отсюда и слухи о нашей эмиграции. Хотя и в Москве мы в последние годы бываем редко – только два месяца в году, все остальное время живем на даче под Сочи. Там мой муж пишет картины, а я занимаюсь хозяйством: выращиваю виноград и инжир, делаю домашнее вино и соус ткемали. Приезжайте в гости, попробуете.
– Это веяние моды повлияло на вас купить жилье в Сочи?
– Ой, мы уехали туда еще задолго до этой моды и олимпийской шумихи. Помню, как друзья говорили: «Вы с ума сошли?! Куда едете?!» Дело в том, что тогда для мужа встал вопрос о большой мастерской, и мы начали строить дом на Рублевке. Но потом одумались: там сплошные высокие заборы. Ну какая там жизнь, какой отдых?! Все отгородились друг от друга, как в тюрьмах! И тогда купили бывшую генеральскую дачу под Сочи, перестроили ее. Вы не представляете, какой вид у нас из окон: море, зелень вокруг!.. Раньше ездили туда на машине. Но однажды попали в страшную аварию! Было это лет двадцать назад. Возвращались в Москву. На горном перевале на повороте в нас врезается «копейка», лоб в лоб. Спасло то, что мы были пристегнуты ремнями безопасности. Наш BMW выдержал удар. А те, кто был в «Жигулях», пострадали сильнее. Были и погибшие. И еще хорошо, что сзади в нас въехала «Волга» и нас зажало между двумя машинами, а то слетели бы с обрыва. Наверное, ангел-хранитель был рядом! Спасатели вырезали нас из автомобиля несколько часов. С тех пор из Москвы в Сочи и обратно за рулем мы не ездим.
– Наташа, удивительно: почему на пике популярности в середине 90-х вы бросили эстраду?
– Это получилось как-то естественно. Сошлось сразу несколько моментов... Когда я начинала, ездила с концертами по стране со своими музыкантами, со своим светом, с живой музыкой. А что стало потом?! Меня приглашали на гастроли, но говорили: «Приезжайте с «фанерой», на «живых» музыкантов у нас денег нет». Началась настоящая халтура. Мне, выпускнице Гнесинки, это было дико! Во-вторых, на телевидение пришли какие-то мальчики, которые непонятно почему объявили для артистов плату за эфиры. Для меня это было унижением: почему я должна им платить, чем они это заслужили?! И еще: я тогда создала свою студию, где работали настоящие профессионалы. Но к нам стали приходить какие-то левые от музыки люди, которые платили деньги, чтобы мы их записывали. Профессионалы в нашей стране стали не нужны, все стали решать деньги! И я поняла: надо уходить.
Папаху своровали зрители
– Когда-то о вас мы разговаривали с поэтом Михаилом Таничем. И от него с удивлением узнал, что задолго до появления на эстраде Анки вы выступали под своим именем. Это правда?
– Да, многие думают, что начинала я именно с Анки. А ведь еще до нее в 1988 году я выпустила пластинку «Ночная музыка», и знали меня как Наталью Ступишину. До этого пела в ВИА «Москвички», который мы с девчонками создали сразу после института. Мы от Москонцерта объездили с гастролями весь Советский Союз.
– Как же родилась ваша Анка?
– В 1990 году я вдруг подумала: надо сделать на эстраде то, чего еще не было. Вспомнила легендарную троицу – Анку, Чапаева и Петьку из анекдотов – и решила примерить роль знаменитой пулеметчицы на себя. Пришла к Михаилу Исаевичу Таничу, объяснила на словах, чего хочу, и он при мне тут же написал: «А ты не летчик, а я была так рада любить героя из летного отряда...»
– А образ как создавался?
– Тоже спонтанно. Взяли тельняшку, на пару с мужем прорезали в ней дырки. Папаху классную, помню, сшили нам на заказ. Правда, та, первая папаха пропала почти сразу. Я однажды во время исполнения песни сняла ее и бросила «в сердцах» на сцену, тут же зрители, стоящие в первом ряду, папаху мою увели. А патронташ заказывали в театральных мастерских московского сада «Эрмитаж». Настоящие ведь патроны тяжелые, я бы не смогла в них двигаться на сцене, вот и пришлось пользоваться деревянной бутафорией. Ох и пугала я, помню, этим патронташем таможенников. Как-то проходим таможню в Одессе, и вдруг из моей сумки пограничник достает пулеметную ленту. Надо было видеть его глаза!
– Что-нибудь из концертного гардероба сохранилось?
– Ничего. Патронташи, тельняшки, папахи (мне много дарили в свое время этого добра) – все пропало при строительстве дома на Рублевке. Там сложили в сарайчик в свое время – и больше не видели. Рабочие, наверное, увели. Жаль. Вот остались только пластинки, где на обложке я в полном снаряжении.
Анка в Госдуме
– Наташа, а вам в свое время образ Анки не надоел? Пытались ли вы уйти от него?
– Конечно, я понимала, что нужно что-то другое делать, но публика хотела видеть в моем исполнении только Анку. В начале 2000-х пробовала поработать помощницей депутата Госдумы в Аграрной партии. Но мне быстро это наскучило. Даже песня у меня была «Анка в Госдуме».
– Вы не задумывались найти себя в другой профессии?
– Уже нашла давно. Я муза для супруга. Мне важно, чтобы у Руслана все получалось, и я стараюсь ему в этом помогать. Более чем за тридцать лет, что мы вместе, и не сосчитать, для какого количества картин я позировала. И сама пробую рисовать пастелью. Еще иногда вяжу для мужа и для дочери... На даче много времени провожу за компьютером – поддерживаю сайты Руслана и Полины. Частенько у нас бывают дома целые худсоветы: дочь присылает свою новую музыку, мы слушаем, что-то подсказываем ей.
– Получается, мы никогда не увидим вас на сцене?
– Почему же?! Вдруг завтра начну исполнять романсы? А почему бы и нет?! Поживем – увидим!