Карен Шахназаров: Ссылаться на Голливуд смешно
Существование в стране двух центров, поддерживающих кино – Министерства культуры и Фонда кино, – себя не оправдывает. Это приводит к распылению средств...
На днях Дмитрий Медведев провел очередное заседание правительственного совета по кинематографии. Будет ли какой-то результат, пока не знаю. Не могу сказать, что на мои предложения была особенная реакция…
Один из положительных моментов – то, что был поднят вопрос борьбы с интернет-пиратством. Мы теряем огромные деньги на этом, так что невозможно говорить о рентабельности кинопроцесса. Ведь в структуре американского кино прокат по кинотеатрам дает не более 40% дохода, все остальное – это Интернет. Там люди платят за это деньги, а за пиратство – серьезные штрафы.
О чем я говорил: существование в стране двух центров, поддерживающих кино – Министерства культуры и Фонда кино, – себя не оправдывает. Это приводит к распылению средств. Я считаю, что должна быть одна структура, неважно, будет ли это министерство или фонд. Второй момент – нынешняя система распределения средств. Кому давать деньги, определяется тайным голосованием, а это приводит к снятию ответственности, хотя голосуют, конечно, достойные люди.
Нет никакой работы со сценариями, а сценарий – это главное в фильме. В советское время, если сценарий не принимали, по крайней мере говорили, что надо исправить. Да, какая-то часть поправок была идеологической, но все-таки процентов 80 замечаний касалось художественных вопросов. Сейчас, если сценарий не прошел, никто не уточняет, почему, то есть второго шанса нет. И смехотворно просто, что мы все время ссылаемся на опыт Голливуда – у них-то как раз есть редакторы и со сценариями ведется серьезная работа.
Я ничего страшного не вижу в большинстве предложений. Например, считаю правильным требование снимать фильмы, на которые выделены деньги государства, только в России. Исключение – если это необходимо по сценарию. А у нас же сейчас едут снимать на Украину, в Белоруссию – почему? Потому что там дешевая рабочая сила. Осветители, монтажники, артисты массовки и эпизодов там дешевле в 3–4 раза. А наши специалисты остаются без работы. Во всем мире так: если государство дает деньги на проект, то они не должны уходить за границу. И даже когда по сценарию нужно снимать в другой стране, 70–80% съемочной группы должны быть свои. Это справедливо.
Читайте также