Эхо скандала на Крещенских купаниях-2012: кто виноват в том, что верующих не пускают к проруби?
МЧС более месяца разбиралось, почему уже которую зиму праздник Крещения омрачается скандалом и кто в этом виноват...
Из года в год попытки многих верующих окунуться на праздник Крещения Господня в ледяную купель заканчиваются неудачей: у заваленных льдом или закрытых турникетами прорубей встречают наряды МЧС и полиции и под разными предлогами отправляют восвояси. Собеседник.ру разобрался, почему уже которую зиму праздник Крещения омрачается скандалом и кто в этом виноват.
Как уже сообщало наше издание, на Крещенских купаниях-2012 ни в Андреевском пруду в Нескучном саду, ни в пруду у храма бывшего Андреевского монастыря, ни в пруду на территории Московского городского дворца детского и юношеского творчества – бывшего Дворца пионеров, которые входили в список официально разрешенных мест Крещенского купания по Москве, искупаться по разным причинам было нельзя.
Первым делом я позвонила в пресс-службу МЧС, поскольку сотрудников именно этого ведомства выставили на Крещенские купания-2012 охранять водоемы от потока верующих. В пресс-службе мне ответили, что МЧС в данном случае всего лишь исполнители распоряжения начальства. И мне посоветовали искать того, кто мог бы отдать приказ закрыть пруды для верующих в ту ночь.
Поскольку территориально эти многострадальные пруды относятся к управе Гагаринского района Москвы, звоню туда.
– Да, эти пруды, действительно, наши, – не стали отпираться в местном отделе объединения административно-технических инспекций. – Однако мы за ними всего-навсего следим, а не отдаем приказы, кого туда пускать, а кого нет. У нас на это и прав нет. Наша задача – благоустраивать пруды, ставить лесенки, скамейки вокруг них, следить за чистотой, бомжей отгонять, если есть такая необходимость. А вот все, что связано с безопасностью и допуском – это, честное слово, вопрос к МЧС.
То есть управа сваливает всю ответственность на МЧС, ну а те – на управу. Ничего удивительного. Кто же из этих двоих ведомств должен отвечать, прошу помочь мне разобраться юриста Общества защиты прав потребителей Марию Свиридову.
– По имеющимся у нас данным, список разрешенных мест для Крещенского купания-2012 публиковали и проверяли в МЧС, а не в управах. То есть претензии надо предъявлять все-таки подчиненным Шойгу. Скорее всего, дело обстояло так: списки составили, чтобы отрапортовать, мол, как у нас много благоустроенных прудов и прорубей, а на деле МЧСники все же побоялись пускать туда народ от греха подальше. Может, лед слишком тонкий, может, вода грязная или еще что. Поэтому им проще было эти пруды закрыть собой и сказать: «Не положено».
Проверяю догадку Марии Свиридовой: и правда, списки формировали и публиковали МЧС. Значит, сомнений никаких – спрашивать нужно с них. Звоню уже не в пресс-службу, а на «горячую линию». Объясняю, что хочу написать официальную жалобу и спрашиваю, как это лучше всего оформить.
– Пожаловаться вы, конечно, можете, но зря вы это делаете, девушка, – вздохнул дежурный на том конце трубки. – Мы же о вас заботились. Мои коллеги дежурили в ту ночь в Нескучном саду, говорили – лед слишком ненадежный, а верующих, по их прогнозам, должно было собраться слишком много. Вы знаете статистику? На Крещенских купаниях-2012 в прорубях не утонул и даже не травмировался ни один человек! А все потому, что мы ради вашего же блага, вас во многие из них не пустили!
– Ну, спасибо за заботу, – растрогал он меня. – А что же вы тогда эти пруды в список благополучных мест включили?
– Понятия не имею, наверное, его проверяли, и он был в надлежащем состоянии.
– А потом на Крещение вдруг стал совсем плохим? Прямо чудо Божье какое-то.
Мужчина со мной согласился и в конце концов сдался, рассказал, кому можно обратиться с официальной претензией – к начальнику Главного управления России по городу Москве, генерал-полковнику Александру Михайловичу Елисееву. Ответ обещали дать через неделю – другую, но на деле его пришлось ждать больше месяца. Видимо, раньше МЧС и само не могло сообразить, что же это они запрещают окунаться там, где сами же разрешают.
Парадокс нам от имени Елисеева объяснил начальник Московской поисково-спасательной службы Василий Марьян. В огромном, написанном в худших традициях канцелярского стиля письме, он признался, что «накануне Крещенских купаний спасателями-водолазами ПСС «Крымский мост» было обследовано место для проведения обряда Крещенского купания-2012 на предмет безопасности. В ходе проверки выявлено, что на дне водоема (в предполагаемом месте купания) присутствуют иловые отложения до 30 см, вода имеет резкий запах сероводорода...»
Ну вот все и прояснилось: то есть сначала МЧС посчитал означенное место пригодным для купания (о чем тут же сообщило на своем официальном сайте), а потом все же решило проверить на всякий случай, а проверка-то показала, что вовсе оно непригодное. Интересно, а с чего же бравые спасатели стали вдруг проверять эту, уже одобренную, прорубь? Кто-то знающий подсказал, что если в нее полезут люди, то жди беды, а отвечать МЧСникам? А что, если бы про этот пруд позабыли? Ведь его уже и без всяких исследований признали пригодным! А если бы кто-то из любителей моржевания отправился бы окунаться накануне Крещенских купаний-2012? Ведь списки якобы пригодных мест публиковали за две недели до праздника, а проверку додумались сделать лишь накануне. А ведь, как известно, в Москве живут и те, кто окунается зимой в проруби не только на Крещение, но и просто, когда душа просит.
Далее в своем пространном письме товарищ Марьян раскрывает нам еще одну тайну: по его словам выходит, что МЧС не доверяет... полиции. «Наряду полиции, – пишет он, – была поставлена задача о недопущении купания граждан в Андреевском пруду, но, тем не менее, у майпы, сделанной любителями зимнего купания (проживающих рядом), был выставлен наряд спасателей». Ну хорошо, Крещенские купания-2012 запретили, полицию для недопущения к пруду особо рьяных верующих выставили. Тогда зачем там еще был нужен наряд МЧС? Боялись, что ли, что полицейские не сдержат людей и они все же окунутся, а потом их придется спасать? То есть, по мнению спасателей, наша полиция не может справиться даже с полуголыми «моржами»?
Они, конечно, закалены купанием в ледяной воде, но все же не настолько, чтобы идти напролом туда, куда путь преграждает полиция. Или тут дело в том, что правоохранительным органам не дали четкой задачи – не пускать, а велели просто стоять у проруби? А МЧС выставили на случай, если кто-то все же рискнет туда нырнуть? Как бы то ни было, оплачиваем эти странные дежурства мы, налогоплательщики.
И напоследок, Василий Марьян сообщил нашей газете кое-то вовсе, не укладывающееся в здравый смысл: «В 6.00 19.01.2012 наряд полиции был снят, но 16 человек провели Крещенские купания-2012 (большая часть граждан после информирования о качестве воды и грунта убывала с пруда) под присмотром спасателей». То есть вот как это, выходит, выглядело: под утро уставшая, честно «отсторожившая» пруд полиция наконец разошлась по домам, а спасатели, которым, наверное, уйти не позволяло жгучее чувство ответственности за чужие жизни, махнуло рукой – мол, купайтесь уже, полицейских нет.
И пусть там ил в 30 см, сероводород и вообще опасно. Как-то же надо загладить свою вину за недействительные, но официальные списки, составленные и опубликованные безо всякой действительной проверки…