Россию и Японию свяжут два моста?
24 апреля в Токио состоялась встреча деловых кругов, на которой Сахалин представил Японии сразу несколько проектов, способных привлечь внимание японского бизнеса. Главной новостью стали презентации двух масштабных проектов, в случае реализации которых Россию и Японию соединят два моста – энергетический и транспортный
24 апреля в Токио состоялась встреча деловых кругов, на которой Сахалин представил Японии сразу несколько проектов, способных привлечь внимание японского бизнеса. Главной новостью стали презентации двух масштабных проектов, в случае реализации которых Россию и Японию соединят два моста – энергетический и транспортный.
Азиатское суперкольцо
Идея энергомоста между Россией и Японией родилась еще в конце 90-х годов. Проект, который в конечном итоге должен был связать не только российскую и японскую энергосистемы, но и монгольскую, китайскую и южнокорейскую, получил название Азиатского суперкольца. В 2003 году РАО «ЕЭС России» и одна из старейших торгово-промышленных японских компаний Sumitomo Corp. договорились о сотрудничестве, но проект был заморожен.
В марте 2011 года в Японии случилось землетрясение и авария на АЭC «Фукусима», в результате чего страна свернула работу почти всех атомных электростанций и испытывает дефицит мощностей – на северо-востоке он составляет 20 процентов. Япония предложила России вернуться к идее энергомоста, и в прошлом году правительство РФ поручило Мин-энерго возобновить работу над проектом.
Сахалин сейчас занимается перестройкой собственной энергосистемы. По оценкам экспертов, после реорганизации (которая будет, как уверяет российская сторона, независимо от судьбы энергомоста и японских инвестиций) появятся избыточные мощности, которые могли бы отчасти решить проблему дефицита в Японии. Цифры озвучил на встрече в Токио глава правления «РАО ЭС Востока» Сергей Толстогузов:
– К 2020 году появится возможность выдачи около 0,5–0,6 ГВт мощности в Японию из энергосистемы Сахалинской области. На 2–3-м этапах реализации проекта объем экспорта прогнозируется на уровне 2–4 ГВт.
Общая стоимость всего проекта энергомоста – 5 млрд 680 млн долларов. На ематических секциях в Токио его презентация вызвала аншлаг – в зале сначала кончились свободные столы, а потом свободные стулья.
Тоннель на Хоккайдо
Сахалинская сторона представила еще один проект: предлагается создать транспортный переход между материком и Сахалином, а в будущем и между Сахалином и японским островом Хоккайдо, что многим сейчас кажется затеей фантастической.
О том, что Сахалину нужна железнодорожная связь с материком, говорят давно. Это связано прежде всего с тем, что существующее паромное сообщение во всех смыслах устарело, и из-за штормов в Татарском проливе остров часто оказывается отрезанным. Это сказывается на всей жизни Сахалина, в том числе тормозит его экономику. Учитывая активную разработку сахалинского шельфа и планы по развитию самых разных отраслей – от рыбной до угольной, – необходимость постоянной наземной связи с материком для всех очевидна.
Транспортный проект существует в двух вариантах: первый получил название «Сахалинский тупик» и подразумевает строительство моста между поселками Селихино в Хабаровском крае и Ныш в Сахалинской области к 2030 году. Это позволит увеличить объем грузовых перевозок с Сахалина на материк минимум в 15 раз. Второй – комплексный: в этом случае железнодорожная линия пройдет до Японии.
– Речь идет о третьем транспортном коридоре между Востоком и Западом – альтернативе Суэцкому каналу и Северному морскому пути, – объяснил смысл создания перехода сахалинский губернатор Александр Хорошавин. – Если Суэц – это 40 суток на доставку грузов, Северный морской путь в навигационный период – 25–30 суток, то в нашем случае это 14 суток, и контейнер будет на Западе. Конечно, в таком случае надо говорить о развитии БАМа и Транссиба. Но наличие коридора станет потенциальным вызовом для инвесторов. То есть не сначала БАМ и Транссиб, а после мост, наоборот – когда появится мост, появятся и инвесторы, заинтересованные в быстрой доставке грузов.
Пока возможность создания железнодорожного перехода между Россией и Японией обсуждается лишь в перспективе, и пока неизвестно ни что именно может связать Сахалин и Хоккайдо (рассматриваются как проекты подводного тоннеля, так и моста), ни когда это может случиться, ни сколько будет стоить. Проект, по мнению экспертов, очень сложен не только по политическим причинам, но и чисто технически, однако способен радикально изменить конфигурацию грузопотоков между Востоком и Западом.
Ирина Проровская