Все тайны грандиозного вип-кладбища в Мытищах
Под Москвой открылось грандиозное кладбище для президентов, военной, политической и прочей элиты страны. Кому конкретно и как там будет лежаться?
Под Москвой открылось грандиозное кладбище для президентов, военной, политической и прочей элиты страны. Кому конкретно и как там будет лежаться?
Вип-погост
– Открывать его прилетал лично министр обороны Шойгу, даром что три километра от Москвы – он все равно прибыл на вертолете, – судачат местные торговки цветами в деревне Бородино Мытищинского района. Земля этого населенного пункта скоро будет самая дорогая. Правда, не на поверхности, а на два метра вглубь – около Бородино открылось самое престижное в России кладбище, где будут хоронить только героев и президентов.
Правда, правильнее будет сказать, что Федеральное военное мемориальное кладбище (ФВМК) открылось – и тут же закрылось. По крайней мере, когда мы сюда приехали с фотокором, ворота были на замке. А землицу для будущих обитателей некрополя стерегли несколько охранников.
– Работы еще продолжаются, поэтому внутрь никого не пускают, – сказал нам через кованую решетку один из охранников с рацией. Размах чувствуется и снаружи – две огромные стелы-близнецы из гранита.
Проект, по словам его архитектора Сергея Горяева, уникальный и не имеющий аналогов. Хотя сама идея не нова – в Штатах уже есть такое почетное кладбище – Арлингтонское. Но главный российский некрополь по задумке обойдет даже Арлингтон. По крайней мере, денег на него не жалеют – проект стоит 4 млрд рублей. Кладбище будет состоять из двух частей – «Города мертвых» и «Города живых», соединенных между собой переходом – «Мостом памяти». На территории построено несколько ритуальных залов, арки памяти, собственно зоны захоронения, Вечный огонь, пантеон-колумбарий.
Ельцин не дожил до открытия
Вообще-то решение о вип-погосте было принято еще при Борисе Ельцине, но сам он им воспользоваться не успел. Фактически дело сдвинулось с мертвой точки только в 2004 году, когда пошло серьезное финансирование, а сам родоначальник идеи мемориала – первый президент России – уже упокоился на Новодевичьем кладбище.
Первое захоронение здесь состоялось только в июне 2013-го. Первой могилой стала могила неизвестного солдата из Смоленской области, погибшего в 1941 году под Ельней при проведении наступательной операции. Останки солдата нашли смоленские поисковики, после чего их перевезли в Мытищинский мемориал. Но похоже, что, кроме неизвестного солдата, остальные упокоенные будут известными, и даже очень.
Непростые смертные
Список тех, кто может быть удостоен чести лежать в земле мемориального кладбища, ограничен и утвержден специальным постановлением правительства. Это Герои Советского Союза и России, президенты, председатели правительства, маршалы, генералы, а также «другие граждане» – по решению президента или правительства РФ.
Уже ходят разговоры, что многие из современной элиты захотят стать этими «другими». Места на престижных кладбищах всегда становились предметом торга – известно, например, как в 1990-е годы Ваганьковское кладбище быстро обросло огромными памятниками жертвам бандитских разборок. Позже пышные похороны авторитета Япончика стали громким событием в жизни столицы.
При этом обычные московские кладбища укомплектованы под завязку.
– Московские кладбища забиты, захоронение возможно только в родственную могилу «гроб на гроб», – рассказал «Собеседнику» председатель проф-союза работников ритуальных служб Антон Авдеев. – Но так как у нас законом гарантировано бесплатное выделение земли под погребение, реализовать его жители столицы могут на Спасо-Перепеченском кладбище, что в 20 км от города по Ленинградскому шоссе. Проблемы есть, но, по-моему, это не повод отказывать в праве на существование кладбищу государственного значения. Все-таки вопрос погребения – это вопрос самоуважения нации. Достойные похороны являются наградой и создают нормальный стимул жить и работать так, чтобы удостоиться почестей и после смерти.
Самый острый вопрос: будут ли переносить на новое кладбище Ленина, Сталина и других?
– Кладбище у Кремлевской стены – не лучшая идея, – говорит Авдеев. – Рядом проходят концерты, увеселительные мероприятия, которые как-то не увязываются с местом поминовения...
Власти пока молчат, но руководитель авторского коллектива ФВМК Сергей Горяев уже проговорился на открытии кладбища, сообщив журналистам:
– В том числе около 150 колумбарных ниш предназначено для возможного перезахоронения урн с прахом видных государственных деятелей, военачальников, космонавтов, ученых, находящихся в Кремлевской стене.
У Кремлевской стены сегодня более 100 захоронений, большинство не в земле, а кремированы, в стены вмурованы урны с прахом. Последним в Кремлевской стене размещен прах министра обороны СССР Дмитрия Устинова в 1984 году. Здесь лежат не только известные космонавты и ученые (Юрий Гагарин, академик Курчатов, Сергей Королев), военачальники (Ворошилов, Буденный, Баграмян), руководители (Черненко, Андропов, Фрунзе, Свердлов), но и деятели сталинской эпохи – прокурор Вышинский, Мехлис, Каменев, Емельян Ярославский, которому приписывают уничтожение главных храмов столицы. Кроме того, там захоронена семья Владимира Ленина и его любимая женщина Инесса Арманд. Кто будет решать, кто из них достоин посмертных почестей, а кто уже нет?
– Скорее всего пока не будет окончательного решения, мы не узнаем участи всех поименно, – считает Авдеев.
Живые и мертвые
К федеральному кладбищу жмутся домики поселения Бородино. Стучимся в угловой домишко. Насчет почетного соседства Надежда Дмитриевна Калинина, которая копается в своем огородике, только вздыхает.
– Вот сами полюбуйтесь, – показывает рукой на дорогу, которую надстроили прямо над забором Надежды Дмитриевны, в итоге ее участок оказался в низине метра на три, и, может, это навеяно соседством, но больше всего дворик напоминает могилу. – Дорогу расширяли, чтобы был проезд к кладбищу. В итоге фуры ездят точно вдоль моего забора, еще и над ним. Каждый раз боюсь: не дай бог, какой грузовик съедет в сторону и свалится сюда... В 2004 году администрация дала нам гарантийное письмо на две квартиры и участок 15 соток (сейчас у Калининых два дома общей площадью 90 метров и 26 соток земли). С тех пор сколько времени прошло, а мы все тут – у кладбища...
– «Вы пока не мешаете», сказали мне в администрации, – присоединяется к разговору 80-летняя Раиса Семеновна, ветеран трудового фронта.
Это так по-нашему – поднимать гигантские монументальные проекты, попутно вдавливая в землю «мелочь» вокруг.
Читайте также:
Появились данные о том, куда могут перенести все захоронения с Красной площади