Кто и как вербует россиян на войну в Сирии

Скрывать уже нет смысла: на кадрах видеороликов в Интернете отчетливо видны русские надписи на жилых домах в полыхающей Сирии

Скрывать уже нет смысла: на кадрах видеороликов в Интернете отчетливо видны русские надписи на жилых домах в полыхающей Сирии.

Чужая война

Как в Берлине 1945-го, вояки расписываются на зданиях чужих кварталов. «Русские бригады» («татарские», «чеченские») оставляют в Сирии свои автографы: когда краской, а когда – кровью.

Теперь это признано и на официальном уровне – на последнем совещании руководителей спецслужб директор ФСБ назвал цифру 200 россиян, которые участвуют в военных действиях в Сирии. Как наши попадают на эту войну? Довольно просто. Чтобы попасть на вербовочный пункт, не нужно даже выходить из своей собственной квартиры. В Интернете есть несколько пропагандистских сайтов. Главный – русскоязычная страница в фейсбуке Салмана Булгарского. На фото молодой человек в афганской национальной одежде на фоне роскошного современного бассейна. Диалог в комментариях (орфография сохранена): «Это по ходу бассейн башаровских богачей. – Ага. Сейчас наш. – Назло Жириновскому помойте там сапоги. – Экспроприируйте у экспроприаторов!» Чуть раньше, там же (1 мая с помощью мобильного): «Подбито 2 танка в северной области Хама. Блок-пост аль-Мугаер».

Ниже (фото погибшего. 11 мая): «Могила русского брата. Учился в Йемене в Египте, воевал в Афгане, был в плену. Нашел свою шахаду Шаме, близ Алеппо. За несколько дней до этого мы тепло общались с ним, давно не виделись. За день до боя просил сфотографировать его тело и ранение, отправить семье, будто чувствовал».

Для многих героев блога Булгарского «экстремальный тур» в горячую точку закончился трагически. Автор страшного сайта не скрывает своего лица, хотя настоящее его имя другое.

– Это уроженец Набережных Челнов, 33-летний Айрат Вахитов, – рассказал «Собеседнику» о «военном туроператоре» руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Раис Сулейманов. – Несмотря на довольно молодой возраст, у него богатая биография: после окончания медресе в Набережных Челнах он уехал в Афганистан воевать на стороне талибов, был взят в плен американцами и несколько лет провел в тюрьме для особо опасных террористов Гуантанамо. Российским дипломатам удалось вернуть его на родину, где его встречали практически как героя – в стране были сильны антиамериканские настроения. Вахитов взял себе новое имя – Салман Булгарский и стал выкладывать в ю-тубе видеозаписи своих проповедей о джихаде. Теперь у него – новая война, в Сирии, на стороне оппозиции. Но, как нам удалось узнать, сам Булгарский находится не в Сирии, а в соседней Турции, рядом с сирийской границей, через которую, очевидно, и переправляет добровольцев на войну.

Билет в один конец

На фото в своем блоге Салман Булгарский выглядит вполне благополучно – хорошо одет и вполне упитан. Его задача – находить и поставлять новые штыки для очередной арабской мясорубки. Экипировку и оружие, по некоторым данным, солдаты получают после перехода границы.

– В военных действиях в Сирии заинтересованы США, а их финансирование скорее всего идет не без участия Саудовской Аравии. Поэтому с бое­припасами там проблем нет. Но россияне, которые воюют в Сирии, – это не наемники, они не получают денег, это идеологически мотивированные люди, вовлеченные в политику. Как тот же Вахитов, который был узником США и антиамериканистом, а сейчас – фактически на одной стороне с ними.

– В Сирии воюют уроженцы Северного Кавказа с боевым опытом, оказавшиеся в России представители Средней Азии, а также радикализировавшаяся молодежь Поволжья – Татарстана, – считает Раис Сулейманов. – Ошибка – думать, что в радикалы попадает только неблагополучная молодежь. Вербовочная машина уже охватывает и представителей обычных семей. Как правило, все начинается с общения на сайтах, где идет пропаганда «справедливой войны». Это не только жажда экстрима – вое­вать едут убежденные люди, готовые тратить деньги, силы и здоровье за свои «ценности». В XIX веке молодежь шла в эсеры и становилась террористами за мечту о коммунизме, сейчас – за халифат.

Задача вербовочных сайтов – показать войну максимально героически и привлекательно. Вахитов-Булгарский пишет на своей странице (10 ноября 2012 года): «Первые мои дни в Сирии, начало лета, штурмом взята база ПВО асадитов на горе шейх Баракат близ села Дарат аль-Изза. Было взято 7 ЗУ-23 (зенитная установка. – Ред.), много припасов, убито 40 асадитов и ни одного шахида с нашей стороны. Не у всех штурмовавших было оружие. Штурм был ночью, фото сделано утром, на заднем плане тряпки с кровью асадитов и место ЗУ-23. На штурме участвовал Рустам Гелаев, сын Хамзата Гелаева, да примет Аллах их шахаду. Многие уже командиры больших групп. Это был переломный момент в войне в области Алеппо».

11 ноября 2012 года. Только фото: бассейн, в котором – вода, розовая от крови...

Игра в солдатики

Путь на фронт в ХХI веке выглядит так: доброволец едет в Турцию как обычный турист – имея на руках билет или тур, только вместо плавок и шлепанцев в его рюкзаке лежат камуфляж и солдатские ботинки. Дальше – отработанная схема: встреча с вербовщиком и переезд через границу.

Как рассказали «Собеседнику», скорее всего все «туристы на войну» перед Сирией оказываются еще в тренировочном лагере. С большой долей вероятности это – пакистанское село Дегон, которое находится в Северном Вазиристане, уникальной точке на карте мира, которая не контролируется никакими властями. Но навыков, полученных наспех, не хватает, и потери среди добровольцев очень большие. Весной правительственные СМИ Сирии сообщили о серьезных потерях в рядах «татарской» и «чеченской» бригад.

– На стенах в пригороде Дамаска, городе Дарайя, боевики оставляют символичные надписи: «Сегодня Сирия, завтра Россия!», «Молиться будем в твоем дворце, Путин!» – сообщил в своем заявлении глава Татарского общественного центра Рафис Кашапов. – Похожая история была в Сербии – всего за период с начала ноября 1992 года по конец мая 1993 года 200 русских добровольцев в Сербии воевали под лозунгом «Русские и сербы – братья навеки!» Возвращаясь в Россию, они рассказывали о своих «подвигах» на центральных телеканалах. Да, несомненно, они «герои». Почему? Потому что они славяне. А если из Сирии начнут возвращаться мусульмане, их ждет тюрьма.

– По российским законам участие в военных действиях в других странах не запрещено, если эти действия не направлены против России, – говорит Сулейманов. – Но не нужно забывать, что это люди с реальным боевым опытом и определенным мировоззрением, которые могут доставить проблемы и в России. Об этом же задумываются и в других странах – в Сирии воюет настоящий интернационал – по 2–3 сотни бельгийцев, британцев и других граждан вполне благополучных государств. Для тех, кто вступил на тропу вой­ны, она так просто не заканчивается.

Читайте также:

Российская сирота в центре сирийской войны

Владимир Путин делает из войны в Сирии "русский Ирак"

 

 

 

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика