Что стало с семьями друзей Путина по знаменитому кооперативу "Озеро"
Дачный потребительский кооператив «Озеро» в поселке Соловьевка Ленинградской области был учрежден осенью 1996 года. Большинство из его членов уже вышли из дачного кооператива, но по-прежнему состоят вместе с Путиным в другом кооперативе – политическом
Дачный потребительский кооператив «Озеро» в поселке Соловьевка Ленинградской области был учрежден осенью 1996 года, 11 ноября. От Петербурга, правда, далековато – 120 км, зато рядом действительно озеро, Комсомольское, вокруг карельская сосна, отменный воздух. Документы на дачу Владимиру Путину помогал тогда оформить его коллега по мэрии, будущий первый вице-премьер Виктор Зубков, тесть Анатолия Сердюкова, которого всё никак не посадят.
Кроме Путина, в «Озере» всплыли его приятели той поры – Владимир Смирнов, Николай Шамалов, Владимир Якунин, Юрий Ковальчук, Виктор Мячин и братья Сергей и Андрей Фурсенко. Большинство из них уже вышли из дачного кооператива, хотя по-прежнему состоят вместе с Путиным в другом кооперативе – политическом (кто стал успешным бизнесменом, кто топ-менеджером, кто гос-элитой). Про «Озеро» они публично вспоминать не любят, и даже не все их дети в курсе, что было такое дачное сообщество.
– Я, если честно, «Озера» не знаю, – удивил «Собеседник» Александр Мячин и, ознакомившись со списком учредителей, признался: – ни с кем из детей вышеперечисленных людей не общаюсь.
– А папа ваш с теми членами «Озера» общается или тоже дороги разошлись?
– Насколько я понял, уже не общается... Если только с немногими.
Мячины
Семья Мячиных, пожалуй, единственная из «озерных», которая сегодня идет если не против течения, то своим курсом. Сам Виктор Мячин, который был одним из основателей близкого к Путину банка «Россия» и несколько лет возглавлял его правление, в 2009 году продал все «российские» акции и вложил деньги в недвижимость и гостиничный бизнес.
Старшая дочь Мячина, Наталия, решила стать хотельером. Несколько месяцев проработала специалистом по связям с общественностью питерского «Андерсен Отеля», принадлежащего Мячину-старшему, а сейчас получает диплом МВА в швейцарском Люцерне. Недавно вышла замуж.
Саше Мячину в этом году исполнится только 15, и в туристическом бизнесе он пока только клиент. Полтора года назад слетал с отцом на охоту в Киргизию – стреляли памирского архара (охота на архара вообще-то в мире запрещена, поэтому в Киргизии его деликатно называют «горный баран Марко Поло» и продают богатым иностранцам лицензии на отстрел по 20–30 тысяч долларов за рога). Спрашиваю:
– Не жалко было?
– Нет, не жалко. Личный трофей. Учитывая то, как сложно было его добыть, жалости вообще не осталось.
Шамаловы
Николаю Шамалову «Озера» уже мало. Он замахнулся на целое море – Черное. Именно его фирма «Росинвест» строила черноморский «дворец Путина». Сыновья Шамалова, юристы по образованию, тоже построили свою карьеру весьма удачно.
В 23 года Юрий Шамалов стал подчиненным Путина в мэрии Санкт-Петербурга. После избрания бывшего шефа президентом возглавил крупнейший в России негосударственный пенсионный «Газфонд». Он же входит в совет директоров «Газпромбанка» и холдинга «Газпром-Медиа». Иногда его путают с тезкой Юрием Шамаловым, который рулит «Газфлотом», но, как пояснили «Собеседнику» в компании, это разные люди.
Младший брат Юрия, Кирилл Шамалов, после работы в Газпроме, «Рособорон-экспорте», «Газпромбанке» в 23 года попал в аппарат Белого дома, а в 26 получил пост вице-президента по административной поддержке бизнеса нефтегазохимического холдинга «Сибур». Как ему это удалось, 30-летний бизнесмен рассказать «Собеседнику» отказался.
Смирновы
Бизнесмен Владимир Смирнов знаком с Путиным с начала 90-х – оба были связаны с германской компанией SPAG. После отставки Ельцина Смирнов работал в Управделами президента, затем занимался международной торговлей в Минатоме, а в 2008-м вошел в совет директоров «Национального космического банка» – «НК Банка», через который проходят бюджетные миллиарды.
Якунины
Владимир Якунин не просто сам стал главой РЖД, он еще проложил дорогу в жизнь и своим сыновьям – Андрею (1975 г.р.) и Виктору (на три года младше). Оба они сегодня работают в британской инвестиционной компании Venture Investments & Yield Management (VIYM). Старший возглавляет всю фирму, а младший – ее офис в Петербурге.
До недавнего времени Андрей Якунин занимался застройкой лишь в Северной столице, но одна из многочисленных «дочек» РЖД предложила ему площадки для строительства новых гостиниц сразу в нескольких городах страны – от Новосибирска до Сочи.
– Мы смогли найти несколько участков земли, которые в итоге приобрели через «Желдорипотеку», – радостно признался сам Андрей Якунин.
Фурсенки
После развода бывшего министра образования и науки, а ныне помощника президента Андрея Фурсенко его сын Александр остался жить с матерью и в коррупционных скандалах не светится. Во всяком случае, так было до сих пор.
Дочери брата экс-министра, Сергея Фурсенко (совсем недавно он возглавлял Российский футбольный союз, а сейчас входит в президентский совет по развитию физкультуры и спорта), тоже в тени. Младшая, 15-летняя Катя, вообще еще учится, хотя и в элитной гимназии «Жуковка».
Средняя дочь, Анна, по данным ЕГРЮЛ, значится руководителем ЗАО «А.Б.Р.Траст», «дочки» банка «Россия». Ее муж Эмиль Ахунзянов, после того как Сергей Фурсенко возглавил «Национальную Медиа Группу», стал аффилированным лицом одного из активов НМГ.
Старшая дочь, Мария, – домохозяйка. Но ее супруг Александр Столяров также был прежде связан с банком «Россия», а затем, по информации СПАРК, возглавил ЗАО «Светлана-Оптоэлектроника». Это один из крупнейших в Восточной Европе и СНГ производитель светодиодных ламп, которые до недавних пор продвигал дядя его жены – экс-министр Андрей Фурсенко, а сегодня массово закупают госкомпании (типа РЖД) и федеральные ведомства (вроде Минобрнауки).
Ковальчуки
Сын крупнейшего на начало этого года индивидуального акционера банка «Россия» Юрия Ковальчука (его доля – 28,568%), Борис Ковальчук, изучал юриспруденцию в СПбГУ под началом Дмитрия Медведева. Потом, в 2006-м, у него же в правительстве и работал. На все упреки о трудоустройстве по блату и отсутствии у него опыта молодой 28-летний человек говорил тогда просто: «Меня это не смущает».
– Мне сделал это предложение Дмитрий Анатольевич Медведев, – признался он. – Сначала он пригласил меня поработать в его секретариате в качестве помощника, отвечающего за национальные проекты, а впоследствии предложил возглавить департамент приоритетных нацпроектов.
После избрания Медведева президентом Ковальчук-младший стал зам. гендиректора «Росатома», председателем совета директоров ОГК-1 и главой правления «ИНТЕР РАО ЕЭС» (крупные энергетические активы). В качестве члена совета директоров входит в ряд других госкомпаний, в частности «Мосэнергосбыт».
27 февраля «Мосэнергосбыт» пожертвовал 300 млн рублей благотворительному фонду «Созидание», который прежде ни в каких благих делах замечен не был, зато оказался зарегистрирован по адресу штаб-квартиры «Единой России»...
Словом, «Озеро», оказывается, как болото. Затягивает не только родителей, но и их детей.
Читайте также