Новая трагедия полицейского беспредела
Громких скандалов в МВД с приходом нового министра Владимира Колокольцева стало меньше, но трудовые будни полицейских по-прежнему полны беззаконий. Пытки задержанных, поборы с бизнесменов, нажива на нелегальном труде мигрантов
Громких скандалов в МВД с приходом нового министра стало меньше, но трудовые будни полицейских по-прежнему полны беззаконий. Пытки задержанных, поборы с бизнесменов, нажива на нелегальном труде мигрантов… Все это в течение года происходило «под крышей» лишь одного райотдела полиции.
Батраки полковника
Полковник полиции Сергей Нестеров за минувшие полгода уже дважды оказывался на больничной койке. В последний раз – в результате покушения в конце прошлого года. По меркам небольшого подмосковного городка Егорьевска, где Нестеров служил начальником тыла УВД, преступление необычное. По дороге домой полковника атаковали четверо неизвестных с ножами и битами. Примечательно, что возвращался Нестеров из местного следственного отдела, где ему предстояла очная ставка со своим экс-начальником, бывшим руководителем УВД. Теперь оба являются фигурантами дела о злоупотреблении должностными полномочиями – полицейское начальство вымогало у местных бизнесменов деньги. И полковник Нестеров, говорят, активно сотрудничает со следствием.
– Нестерова хотели убрать, поскольку он, по слухам, согласился сдать все начальство нашего УВД, – говорит местный бизнесмен, знакомый с полицейскими. – Просто на него еще до этого завели дело, по сути, его зацепили первым.
– Дело на Нестерова появилось еще в мае по другому поводу – «организация нелегальной миграции». Грошовый труд нелегалов полковник использовал на собственной животноводческой ферме, которой несколько лет владел на пару с сестрой. Наша проверка обнаружила там троих мигрантов, которые с февраля – марта трудились без всяких разрешительных документов, – рассказывает старший следователь Егорьевского следственного отдела Марина Моркунцова. – Двое из них приезжали на ферму не первый год, а Саноева, чей сын обратился к нам, бригадир Шавкат Шаропов впервые привел в 2012 году. Он отобрал у работника паспорт. Двое других свои документы якобы потеряли.
Нестеров знал об этом, но никак не реагировал. При этом зарплату в 6–10 тысяч рублей он платил нелегалам лично. Щедрый полковник якобы не знал, что мигрантам нужно разрешение на работу в России.
– Хотя не знать об этом действующий сотрудник полиции не мог, – уточняет Моркунцова.
Оброк на бизнесе
Не говоря уж о том, что действующий сотрудник по закону вообще не имел права заниматься бизнесом.
– Это правило нашей полицией игнорировалось, – продолжает егорьевский предприниматель. – Знакомые из прокуратуры рассказывали, что сотрудники УВД не предоставляли сведений о своих доходах и имуществе, как положено всем госслужащим. На этот счет прокурорские даже предъявляли претензии начальнику УВД Дорожкину. Сам Дорожкин, по слухам, владел у нас магазином и кафе. Еще ходили слухи, что полицейское начальство курировало всю торговлю «левой» водкой в городе. Интересно, что с тех пор, как Дорожкина отстранили от должности, эти точки стали активно закрывать. И конечно, все в городе знали о ферме Нестерова.
Однако предметом уголовного расследования ни ферма, ни возможные коммерческие интересы других сотрудников почему-то не стали. Зато руководителей УВД поймали на попытках нажиться на чужом бизнесе (именно по этому делу и проходила очная ставка между Дорожкиным и Нестеровым). Летом местным предпринимателям начали приходить письма с просьбами оплатить новогодний банкет в УВД. И вообще, оказать посильную «благотворительную» помощь в нелегкой службе. Например, у местной стройфирмы запросили 1500 кв. м теплоизоляции.
– К нам обратилось руководство УВД с просьбой предоставить продукцию для нужд отделения, – рассказала представитель фирмы Елена Тонкова. – Мы отгрузили им материал, куда он пошел в дальнейшем, не отслеживали.
Позже 800 кв. м утеплителя обнаружили в домах родных и близких одного из начальников райотдела. Конкретного имени следователи не называют.
– Пока мы выясняем, кто конкретно подписывал письма предпринимателям, – рассказал начальник СО Егорьевска Максим Селезнев.
Руководители УВД, включая Дорожкина и Нестерова, сейчас уволены с должностей. Со временем оба они могут из фигурантов дела превратиться в обвиняемых. Следователи не исключают, что оброк утеплителем был не единственным удавшимся эпизодом поборов.
Пыточная система
Печальная текучка в егорьевской полиции происходила и по другим статьям. Например, часть сотрудников покидали райотдел за истязания граждан. В июле условный срок в 3 года получил уже бывший сотрудник ППС Иван Чеботарев. За то, что, выехав на вызов, старший сержант «нанес по телу местного жителя не менее 11 ударов» дубинкой и прикладом автомата.
Примерно в то же время осудили еще троих сотрудников. Начальника ОБОПа майора Перфильева, зам. главы местного угрозыска подполковника Саенко и оперуполномоченного Романа Кузина. Те пытались насильно раскрыть преступление.
Подозреваемую в убийстве сожителя 48-летнюю женщину несколько часов пытали с помощью противогаза, перекрывая клапан. Стойкая женщина ни в чем не созналась, как потом объясняла, из принципа – позже она добровольно подписала признание. Но прежде заявила на своих мучителей. В итоге все они также получили условные сроки: Перфильев – 4 года, Кузин и Саенко – по 3. Притом что для капитана Кузина это явный рецидив: в 2006-м его уже судили за четыре эпизода с применением насилия – и точно так же приговорили условно, к 5 годам.
Приведут ли текущие дела полицейских начальников к реальным наказаниям, пока неизвестно.
– Полицейский беспредел творился много лет, и удивительно, что СК наконец обратил на это внимание, – говорит мой собеседник из Егорьевска. – В 2012 году граждане дважды нападали на сотрудников, один раз атаковали оцепление во время отправки призывников в армию. В городе ненавидят полицию.
И все эти реформы, смены министров никак не повлияли на наше житье.
Читайте также