В работе как в проруби: пять советов о том, как победить трудоголизм
Когда работа начинает управлять человеком, да еще с подачи самого работника, это уже болезнь – под названием трудоголизм
Выражение «Слава труду!» справедливо, когда работа не управляет человеком. Но часто она съедает большую часть времени. И самое печальное, что происходит это с подачи самого работника. Называется эта болезнь – трудоголизм.
Портрет среднестатистического трудоголика таков: это молодой (до 45 лет) человек, преимущественно с высшим образованием, занимающий средние и высокие посты. Работает не меньше 10–12 часов в сутки. Работу нередко совмещает с получением дополнительного образования. Отпуск берет нечасто и неохотно, как правило, максимум 2 недели за один раз. Когда не на работе, говорит о работе. Как правило, не женат или разведен. Мужчин среди трудоголиков больше, чем женщин – видимо, потому, что последних оберегает необходимость отвлекаться от работы на детей, быт и личные проблемы. А неспособность отвлечься от работы – это и есть главная проблема трудоголика. Приводит она к разным, но всегда неприятным последствиям: отсутствию семьи и друзей, эмоциональному выгоранию, психосоматическим заболеваниям, неврозам, депрессии, одинокой старости, внезапной смерти в молодом возрасте... В общем, ничего хорошего.
Как понять, что работа вас «съедает»
По мнению психологов, если период трудовых подвигов длится до полугода, в этом скорее всего нет никакой проблемы; если же затянулся на год-два, а то и больше и есть все основания предполагать, что в ближайшее время ничего не изменится, – пора бить тревогу. В идеале время должно быть распределено пропорционально между работой, отдыхом и так называемым развитием. Отдых – это то, что позволяет человеку восстановить силы, затраченные на работу. Развитие – это работа на перспективу, то есть учеба, хобби, воспитание детей и пр. Учеба, кстати, важна в любом возрасте, даже когда учиться, по мнению многих, уже поздновато. Нет четких критериев того, сколько времени надо отдавать работе, а сколько отдыху и хобби, но перекосов быть не должно. Если человек констатирует, что 80 процентов его времени уходит на работу, значит, у него проблемы: долго в таком режиме он не протянет – случится нервный срыв, начнутся болезни, а прежде он обнаружит, что работает уже не так качественно, как может и хочет.
По словам врачей, трудоголизм – это не черта характера и не жизненная необходимость, объясняющаяся трудными временами. А еще они утверждают, что истинных, классических трудоголиков в нашей стране практически нет – наши не живут на работе неделями, как американские, и не умирают там, как японские. Тем не менее людей, вкалывающих по 12 часов в сутки без выходных и отпусков, у нас достаточно.
Отказ трудоголика признавать свою проблему, готовность предоставить миллион аргументов, объяснений, отговорок в пользу своего образа жизни – сам по себе «симптом», на который его близким стоит обратить внимание. Запущенный трудоголик, правда, скорее всего не услышит ни жену, ни шефа, ни психотерапевта. Поэтому людям, которые заметили зачатки трудоголизма в своем муже (жене, друге, подчиненном и т.д.), не стоит ждать развития событий – чем раньше начать вызволять человека из лап его зависимости, тем легче это будет сделать.
Говорят, по-настоящему счастлив тот, кто все делает с радостью – утром летит на работу, вечером торопится домой. Такого человека наверняка не терзает проблема, как совмещать работу и семью. Увы, большинство все-таки терзает: жены пилят мужей, сутками пропадающих на работе, женатые на трудоголичках жалуются на отсутствие глаженых рубашек и наваристых щей. Есть ли выход? Как вести себя, чтобы причиной семейного конфликта не стала работа?
1. По дороге на работу забудьте о домашних проблемах, на обратном пути выбросите из головы профессиональные переживания. Порог дома – граница между работой и семьей. Безусловно, в жизни возникают разные ситуации, которые необходимо разрулить немедленно – допустим, в ущерб работе. Но они должны быть исключением, а не нормой.
2. На работе важно время – чем больше вы трудитесь (а не находитесь на рабочем месте), тем больше успеваете. А вот в семейных отношениях время не так ценно. Муж может упрекать работающую жену, что та ничего не успевает дома. Она мучается, разрывается, потом, боясь разрушить семью, начинает перекраивать свой график... Однако от того, что энное количество времени она будет сидеть перед телевизором или налепит лишнюю сотню пельменей, ничего не изменится. Для семьи важно не СКОЛЬКО времени вы ей уделяете, а КАК с ней общаетесь: чем общение душевнее, тем отношения теплее. Зачастую достаточно одной фразы вернувшейся с работы мамы, чтобы наполнить домашнюю атмосферу уютом.
3. Члены семьи, в том числе и работающие, должны с уважением относиться к делам друг друга, не отвлекая проблемами, которые либо несущественны, либо вполне могут подождать несколько часов. Нет необходимости сообщать супругу по телефону: «Дорогой, я пролила на себя кофе», лучше позвонить и сказать, что вы его любите. И не обижаться, если услышите в ответ: «Я сейчас занят, извини». Звонки на работу допустимы, но должны улучшать отношения, а не портить их.
4. На работе необходимо РА-БО-ТАТЬ! Иначе придется брать ее на дом, отрезая внушительные куски от личного времени. Обычно мы договариваемся сами с собой: «Я приступлю к выполнению работы через час». И вот следствие: «Дорогая, прости, я должен задержаться». Поэтому установку «Я собираюсь работать» необходимо заменить на другую: «Я работаю».
Четко планируйте свой рабочий день. Лучше в ежедневнике – всегда можно посмотреть, что запланировано на конкретное время. Заносите в него абсолютно все – от визита к начальству до телефонного звонка. Мелочей не бывает! Это поможет укладываться с делами в срок и не отрывать потом время у семьи.
5. Вместе планируйте семейные дела – например поездки за город или поход в кино. Чем больше семья делает вместе, тем она счастливее. В семье важно общение и выполнение обещаний, особенно перед детьми. Если взрослый поймет, что «работа есть работа», то ребенок решит, что его игнорируют.