Эксперт: Причины падения Ан-148 прояснятся через несколько дней

Экс-конструктор ОКБ им. Сухого Вадим Лукашевич — об особенностях самолета Ан-148 и возможных причинах трагедии

Фото: Самолет Ан-148 / фото: Global Look Press

В воскресенье, 11 февраля, в Раменском районе Подмосковья разбился пассажирский самолет Ан-148 «Саратовских авиалиний», следовавший из Москвы в Орск Оренбургской области. Погибли 65 пассажиров и шесть членов экипажа — все, кто находился на борту. Принято решение о временной приостановке эксплуатации других самолетов этой модели в парке авиакомпании; тем не менее в «Саратовских авиалиниях» заявили об исправности самолета, установленной при техобслуживании.

Вадим Лукашевич, экс-конструктор ОКБ им. Сухого, рассказал Sobesednik.ru об особенностях самолета Ан-148 и возможных причинах трагедии:

— Ан-148 — довольно новый и очень неплохой самолет. Украинская разработка, украинские двигатели — очень хорошие, их планировалось ставить и на самолет ТУ-334 (не пошел в серию. — Ред.), российское производство. В свое время, когда он участвовал в тендере на пополнение авиапарка авиакомпании «Россия», которая возит президента, правительство и так далее, он выиграл этот конкурс у Sukhoi Superjet, потому что у SSJ оказалось больше иностранных комплектующих, чем у Ан-148.

Он эксплуатировался сначала «Россией», затем попал в частные руки. За все это время у него не было ни одного серьезного прецедента в принципе. Был только случай в 2011 году, когда заводская машина проходила испытания. Там при отработке экстренного снижения вышел из строя датчик скорости. В результате летчики превысили скорость и потерпели катастрофу, шесть человек погибло. Но самолет, уже переданный в эксплуатацию, летал восемь лет без каких-либо серьезных инцидентов.

Вадим Лукашевич // стоп-кадр Youtube

Особенность Ан-148 — он выполнен по схеме высокоплана, то есть крыло находится [над] потолком салона. Гражданские самолеты обычно строятся по принципу низкоплана, когда центроплан — сплошное крыло — проходит под полом. Высокоплан обычно используется в транспортной авиации, чтобы максимально опустить фюзеляж и техника могла бы своим ходом заезжать в самолет. Но иногда схема высокоплана используется и в гражданской авиации и у нас, и за рубежом. «Ан» [АНТК им. О. К. Антонова] это практикует. Минусы этой схемы: при экстренной посадке, когда вертикальная скорость очень высокая, при ударе о взлетную полосу центроплан продолжает движение и режет фюзеляж. Но это решается всякими конструктивными мерами.

Разбившийся самолет отлетал восемь лет — это как для человека 16-летний возраст: вроде как уже и пожил, но это только начало жизни. Высказано о причинах трагедии было очень много, и почти все — достаточно спекулятивно. В том смысле, что мы с вами имеем противоречивые обрывки информации. Случайные люди сняли [на фото] почтовые отправления среди обломков, и отсюда родилась версия о столкновении с вертолетом. Потом выяснилось, что везли 20 кг писем в хвостовом отсеке. Далее возникла версия, что самолет не прошел противоледную обработку, что летчики отказались [от нее]. Эта обработка — опция, которую выбирает экипаж, процедура платная и занимающая время, которое экипаж, как правило, хочет выиграть. Говорили также, что этот рейс опаздывал. Эта версия была наиболее красивой (именно в том числе из-за необработанного, якобы в спешке, Як-40 в свое время погиб Артем Боровик), но смолет достиг [высоты] 1800 метров: если бы вопрос был в обледенении, он бы еще раньше упал.

Была версия о попадании льда в двигатель. Вопрос: откуда он сорвался? Теоретически — мог только с носовой части, но для этого самолет должен достаточно долго пролетать и быть в ледяной «шубе». Обледенение к тому же образуется в облаках, когда идет мокрый снег. А в воскресенье снег был сухой. Тоже отпадает.

Самая важная информация — видео, на котором четко видно, что за самолетом идет шлейф горящего топлива. Это говорит о разрушении или нарушении герметичности крыла. Видно, что горят пары топлива, смешанные с воздухом. Таким образом отпадает версия теракта. Террористы скорее бы произвели взрыв в салоне, а он к таким последствиям не приводит. Да они и не стали бы взрывать сразу после взлета — дождались бы набора высоты, чтобы «с гарантией».

Наиболее подходящая версия, которая многое бы объяснила, — разрушение двигателя. Но это к таким вещам не приводит. Лопатки при разрушении секут фюзеляж, а не крыло. А вот если это разрушение турбины, то там мало того, что лопатки находятся прямо под кессоном крыла, — они еще и раскаленные. Вот это вполне могло бы привести к таким последствиям.

Смущает, однако, заявление, что двигатели самолета работали вплоть до столкновения с землей. Поэтому ничего не понятно. Судя по видео, не было взрыва в воздухе, но было быстротечное горение. И при ударе он [самолет] взорвался, чем можно объяснить большой разлет обломков. Черные ящики найдены в нормальном состоянии, на их расшифровку обычно уходит не больше недели. Думаю, уже через несколько дней будет какой-то инсайд, который прояснит, что все-таки произошло с Ан-148.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика