Кто будет преемником Меркель: шансы друзей и врагов России оценил политолог Рар
В интервью Sobesednik.ru немецкий политолог Александр Рар назвал выборы нового канцлера ФРГ "главной интригой в Германии"
В интервью Sobesednik.ru немецкий политолог Александр Рар назвал выборы нового канцлера ФРГ «главной интригой в Германии».
Незадолго до съезда Христианско-демократического союза (ХДС), который состоится в ближайшую субботу, немецкие СМИ назвали наиболее возможного кандидата на пост канцлера ФРГ. По данным источников в бундестаге, министр здравоохранения страны Йенс Шпан рассматривает возможность побороться за этот пост. Это выглядело достоверным: в декабре его популярность превысила рейтинг самой Меркель. Но на следующий день Шпан дал опровержение.
Среди других претендентов – бывший глава фракции ХДС/ХСС Фридрих Мерц, председатель комитета по внешней политике бундестага Норберт Рёттген, премьер-министр федеральной земли Северный Рейн — Вестфалия Армин Лашет. Так кто же станет преемником г-жи Меркель?
Sobesednik.ru попросил прокомментировать ситуацию немецкого политолога Александра Рара.
Шпан обзванивал соратников
– Что это за история с информацией Bild о том, что Шпан сказал о намерении идти на выборы, а потом сам же опроверг это? При этом уверяя: я только Лашета поддерживаю, сам – ни-ни.
– Это все политические интриги. Шпан действительно вел телефонные разговоры (тут же у нас скрыть ничего невозможно) – он обзванивал коллег и договаривался о возможности выдвижения своей кандидатуры в обход Лашета на пост кандидата от ХДС. Но сейчас, поскольку он видит, что эта интрига ему никак не помогает, а рейтинг падает из-за ошибок в системе здравоохранения, он отыграл назад.
– Вопрос о преемниках Меркель обсуждается уже два года – с того самого момента, как она объявила о своих планах больше не баллотироваться на пост канцлера. Несмотря на обилие фамилий кандидатов, две называются постоянно: Фридрих Мерц и Армин Лашет. А Йенс Шпан всегда считался человеком, который поддерживает Лашета, не более того…
– Не исключаю, что появятся и другие фамилии. В субботу состоится съезд ХДС, на котором будет избран глава союза. Он должен был пройти еще в октябре, но откладывали из-за пандемии. Надеялись, что можно будет провести его нормально. Не получится – съезд пройдет в режиме онлайн.
Избрание нового председателя ХДС будет первым шагом к решению вопроса о политическом наследстве Меркель.
Но только первым. Потому что после этого начнется борьба среди христиан-демократов за то, кого выдвинуть своим кандидатом на парламентских выборах в бундестаг, где потом будет избран канцлер. Так что интрига только начинается.
Кандидаты на место Меркель: кто есть кто
– А разве новоизбранный глава ХДС не становится автоматически претендентом на пост канцлера?
– С одной стороны, это естественно и логично: глава ХДС имеет авторитет и может заявить, что сам хочет стать канцлером. Но тут все не так просто.
Все три претендента на пост канцлера – и бывший глава фракции ХДС/ХСС Фридрих Мерц, и председатель комитета по внешней политике бундестага Норберт Рёттген, и премьер-министр самой населенной федеральной земли Северный Рейн — Вестфалия Армин Лашет – сегодня не особенно популярны. И тут, помимо следующего главы ХДС, который пока неизвестен, обсуждаются две фамилии – министра здравоохранения республики Йенса Шпана и Маркуса Зёдера, премьер-министра Баварии и недавно избранного лидера ХСС (Христианско-социальный союз – является самостоятельной партией, но считается чем-то вроде баварского крыла ХДС, на федеральном уровне обе партии выступают в едином блоке, в бундестаге у них одна фракция на двоих. – Прим. Sobesednik.ru).
А Зёдер, между прочим, – один из самых популярных политиков в Германии. Поэтому тут предсказывать очень сложно.
– Но Йенс Шпан еще в декабре был популярнее Меркель. Это ничего не значит?
– Мне представляется, что шансы Шпана минимальны.
В прошлом году он, безусловно, был героем СМИ: Германия красиво выходила из пандемии, без больших жертв. А сейчас у нас вторая волна, громадные проблемы.
Количество смертей – на критической отметке. Мы, конечно, еще не догоняем Францию и Великобританию, но все же.
Кроме того, многие ждут вакцину, им обещали, а ее нет: вакцину очень сложным образом распределяют по всей Европе. Короче, произошли бюрократические и логистические ошибки. А кто виноват? Конечно, глава Минздрава. Поэтому после того, как в последние недели возникли все эти проблемы, рейтинг Шпана резко упал.
Но он молодой, упрямый политик, он борется за то, чтобы его имя оставалось на слуху. И у него есть еще последняя надежда, что ХДС все же выдвинет его на пост канцлера. Хотя, повторю, с моей точки зрения, это весьма нереально.
«Зеленый канцлер – уже не абсурд для Германии»
– Как бы вы оценили вероятных кандидатов с точки зрения перспектив налаживания отношений России и Германии?
– Маркус Зёдер прагматичен. Думаю, он мог бы продолжить тот курс, который есть сейчас. Это политик из той среды, которая слушает бизнес, и можно рассчитывать, что при нем не будет каких-то новых идеологических конфликтов. При Норберте Рёттгене и Фридрихе Мерце, конечно, проблемы будут.
Армин Лашет стоит за нормальные отношения с Россией и, кстати, с Турцией. Он еще 20 лет назад выступал за общее пространство от Владивостока до Лиссабона.
Видите ли, в России не всегда понимают, что в Германии СМИ – это настоящая четвертая власть. Их никто не контролирует. И они делают политику, запуская всякие истории и формируя общественное мнение, манипулируя им. То есть, конечно, не сами журналисты, а их редактора, владельцы крупных СМИ – они часть истеблишмента. Конечно, там крутятся и американские деньги.
Кстати, они очень не хотят, чтобы Лашет пришел к власти – это видно хотя бы по тому, что о нем постоянно плохо пишут.
– То есть история со Шпаном, который то хочет в канцлеры, то заявляет о поддержке Лашета, в конечном счете играет против последнего?
– Это открытый вопрос, насколько мешает. С одной стороны, для Лашета неплохо иметь в соратниках министра, который пока обладает достаточной поддержкой граждан (Шпан же не полностью потерял свою популярность). Не исключено, что Лашет со Шпаном еще могут набрать очки. Но, повторю, тут есть разные варианты.
Обычно в Германии политика предсказуема, но сейчас такой редкий момент, когда ничего предсказать невозможно.
– А какого канцлера хотят немецкие СМИ? То есть истеблишмент, по вашей терминологии.
– Они хотят удобного канцлера, который будет вести политику пропаганды либеральных ценностей и поэтому пытаются создать общественное мнение в ущерб прагматичным политикам. Кроме того, они хотят, чтобы к власти пришли зеленые.
Сейчас в общественном сознании выигрывают зеленые, их рейтинг высок. Они вполне могут стать вторыми после ХДС, войти в правительство. И тогда политика, конечно, будет меняться, так как эта партия весьма отрицательно и даже враждебно настроена в отношении России.
Более того, сегодня вообще невозможно быть твердо уверенным, что канцлером обязательно будет представитель именно ХДС. Вовсе не исключено, что христианские демократы через полгода не получат большинство – потому что партия зеленых становится все сильнее и сильнее. Элиты и пресса очень любят такую либерально-зеленую идеологию.
Поэтому зеленый канцлер – уже не абсурд для Германии, а абсолютно реальная перспектива.