Евгений Ройзман: Прямые выборы мэров – заноза для всех путинских холуев
Активисты Екатеринбурга завершили сбор подписей за возвращение прямых выборов мэров и сдали их в Заксобрание региона
Активисты Екатеринбурга завершили сбор подписей за возвращение прямых выборов мэров и сдали их в Законодательное собрание региона.
Процесс сопровождал небольшой перформанс: коробки с подписными листами в здание парламента проносили через установленную перед ним символическую открытую дверь. Как пояснили активисты, иногда можно не митинговать и не выдвигать требования, а воспользоваться прописанной в законах процедурой.
Это событие Sobesednik.ru попросил прокомментировать бывшего народного мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана.
– После того, как я выиграл выборы у губернаторского ставленника из «Единой России», в 2014 году, примерно через год, были приняты поправки к закону о местном самоуправлении, отдававшие формат выборов на откуп губернатору. И через некоторое время наш губернатор протащил через Заксобрание законопроект об отмене прямых выборов. И, надо сказать, были возмущены все.
В Екатеринбурге 95% населения за прямые выборы, в других городах – процентов под 90%, – утверждает Ройзман.
Как человек, который с этим столкнулся, я очень хорошо понимаю, в чем здесь разница. Прямые выборы мэров – это основа местного самоуправления. Потому что человек, которого избирали, отвечает перед теми, кто его избирал. А человек, которого назначают, отвечает только перед тем, кто его назначил.
Местное самоуправление – это иная ветвь власти, это не государственная власть. Она не вписывается в вертикаль, и это постоянная заноза для всех путинских холуев. А в Екатеринбурге это привилегия очень давняя, еще со времен Екатерины II – возможность выбирать себе главу города.
С тех пор, как в Екатеринбурге отменили выборы мэра, ощущение, что в городе мэра нет. Потому что этому мэру каждый может сказать: «Ты кто такой? Мы тебя не выбирали». И это очень ощутимо. Выбранного тобой мэра ты можешь остановить на улице, можешь прийти к нему на личный прием, этот человек от тебя зависит, ты его поддерживаешь. Ты имеешь полное право его критиковать. И вдруг возникает совершенно иная ситуация, когда ты к мэру не имеешь никакого отношения. Он хочет – разговаривает, не хочет – не разговаривает, прием не ведет. Разницу почувствовали все и очень быстро.
И вот, молодые активисты собрали большую инициативную группу, куда вошли самые разные люди: и просто аполитичные, и представители разных партий, и просто жители города. И они подготовили законопроект. Для его внесения с улицы в Законодательное собрание Свердловской области понадобилось 10 тысяч подписей. Они их на самом деле собирали достаточно легко. У них же не было никакого ресурса, кроме соцсетей. Собирали на улице.
Зачастую мешала полиция – путалась под ногами. Но собрали и предоставили в Заксобрание не 10 тысяч подписей, а 13 (всего было собрано 15 тысяч, часть была отбракована самими активистами. – Прим. Sobesednik.ru).
Поддерживали самые разные люди. И сейчас депутаты Законодательного собрания попадают в очень сложную ситуацию. Пропустить они этот законопроект не могут, но если они его начнут отклонять, то все, кто за них голосовали, будут озадачены: как это так?
Все хотят, чтобы этот закон приняли, а наши депутаты его отклоняют. Это будет поименное голосование, будут свои герои среди депутатов, будут репутационные издержки – каждый, хоть сколько-нибудь опытный депутат это понимает. Всех лишили права на незнание, всем придется как-то отвечать.
Еще один очень интересный момент: за то время, пока собирали подписи, мне позвонили из Приморья, я получил несколько обращений из Центральной России, из Сибири – куча народу, которые хотят повторить опыт и сделать то же самое, – начать работу по возвращению прямых выборов мэров. Эта инициатива оказалась очень востребованной. Но посмотрим, как она будет проходить здесь.