"Ударная бригада": как группа Scorpions выступала перед Горбачевым и ела пиццу в СССР
В последний месяц своего президентства Михаил Горбачев встретился в Кремле с музыкантами немецкой группы Scorpions
В последний месяц своего президентства Михаил Горбачев встретился в Кремле с музыкантами немецкой группы Scorpions. Рассказываем предысторию этой встречи, котрая связана с созданием актуальной для того времени песни Wind of Change («Ветер перемен»).
«Наши родители пришли сюда с танками, а мы – с гитарами!»
Горбачев и рокеры встретились 14 декабря 1991 года. Через несколько дней Советский Союз официально прекратит свое существование, а Михаил Сергеевич уйдет в отставку. А тогда «скорпионы» приехали в «главный офис СССР», как они называли Кремль, чтобы встретиться с тем, кого они уважали за содействие в падении Берлинской стены и за мирное воссоединение Германии.
– Конечно, в конце 80-х мы знали, что в Кремле благодаря Михаилу Горбачеву, его политике гласности и перестройки очень многое изменилось, – говорит вокалист группы Клаус Майне. – Уже тогда чувствовалось, что время холодной войны скоро пройдет.
В 1988 году Scorpions впервые побывали в Советском Союзе. Тогда были запланированы концерты в Москве, но по личному распоряжению секретаря ЦК КПСС Егора Лигачева они были отменены. Разрешили только выступления в Ленинграде, где немцы дали десять концертов.
– Тогда западной рок-группе вообще было очень трудно получить разрешение на выступление в Советском Союзе. Но один продюсер из Венгрии, у которого в Москве были хорошие связи, смог нам помочь, – вспоминает Клаус. – Мы были потрясены: чтобы увидеть нас, фанаты из Сибири по двадцать часов и более ехали в поездах. И мы чувствовали, что были практически пионерами, ступающими на новую землю. Каждый вечер пятнадцать тысяч зрителей стояли перед сценой. Это было просто невероятно!
Со сцены мы говорили, что наши родители пришли сюда с танками, а мы – с гитарами! Многие предрассудки, существовавшие против западной группы, и в особенности против группы из Германии, исчезли. Даже сотрудники службы безопасности, которых поставили перед сценой, стояли к ней не спиной, а лицом и в конце бросали в воздух свои шапки и куртки.
«В СССР есть пицца? Вау!»
По пути домой из Ленинграда музыканты все-таки заехали в столицу. Остановились в гостинице «Советская».
– Прохаживаемся мы по Красной площади и вдруг видим такой типичный американский грузовик, на котором написано: «Горячая пицца». «В СССР есть пиццерии?!» – остолбенели мы. Наверное, я впечатлился бы не меньше, если бы увидел в той Москве рекламу кока-колы или гамбургеров. «Да! У нас открылась первая пиццерия», – гордо ответил нам развозчик пиццы. И мы дружно грянули: «Вау!» – делится впечатлениями Клаус.
Scorpions приехали в СССР и на следующий, 1989 год. На стадионе «Лужники» проходил Международный музыкальный фестиваль, где выступали многие иностранные музыканты. Это был настоящий прорыв, никто не ожидал, что западная рок-музыка зазвучит в Советском Союзе! Под впечатлением от той поездки Клаус Майне написал песню Wind of Change.
«Я иду вдоль Москвы-реки вниз к парку Горького, слушая ветер перемен», «Мир становится теснее, могли ли мы представить, что мы сможем быть близки, как братья?!», «Ощущение нового будущего витает в воздухе, это чувствуется везде, дует ветер перемен…» – это слова из песни.
«Советский рок начался с Никиты Хрущева»
Спеть «Ветер перемен» по-русски музыканты решили после того, как песня стала популярной во всем мире. Эта идея принадлежит гитаристу и одному из основателей группы Scorpions Рудольфу Шенкеру: «Если вдохновение для этой песни пришло из России, то мы должны записать ее на русском языке».
– Я был на гастролях в Нью-Йорке, когда мне позвонили ребята из Scorpions и попросили написать русский текст на их музыку, – рассказывает «Собеседнику» Стас Намин. – У меня не было времени. Но они прислали фонограмму и сказали: «Пиши ночью». Я пришел в студию, записал текст и свой вокал на их фонограмму. Клаус Майне скопировал правильное произношение слов. В результате они так и спели по-русски, но понять русский текст можно было с трудом.
Именно музыкальный центр Стаса Намина участвовал в том, чтобы Scorpions побывали в Москве в 1989 году. Намин водил иностранных гостей в рестораны, возил на катере по Москве-реке, всячески опекал, а позже, опять же при его участии, немецких музыкантов пригласили в Кремль.
Дело в том, что осенью 1991-го пластинку с записью этой песни отправили президенту СССР. Супруги Горбачевы неожиданно расценили пение знаменитых рок-музыкантов как отклик на перестройку. В Германию пришло приглашение посетить Москву с личным визитом.
«Скорпионов» привезли в Кремль на правительственных машинах «Чайка». Дресс-кода не объявляли, и немцы прибыли на прием в той одежде, в которой и ездили по городу – без галстуков и пиджаков. Встреча началась в 17:00 в Кремле, в пятом зале первого корпуса, смахивающем на школьный класс. Михаил Сергеевич Горбачев выступил с речью, в которой назвал немецкую группу «ударной бригадой» и поблагодарил «за сопричастность проблемам советского народа».
Отметив в ответном слове заслуги президента СССР, Клаус Майне вручил Горбачеву чеки на 70 тысяч долларов (некоторые, правда, утверждают, что чеки все-таки были на 100 тысяч немецких марок) и сувениры – две матрицы со шлягером «Ветер перемен» на русском языке. Деньги Горбачев пообещал отдать детским больницам. Михаил Сергеевич и Раиса Максимовна почти час философствовали с музыкантами на темы гласности и перестройки, а те рассказали советскому лидеру о мире рок-музыки.
– Горбачев тогда их спросил: «Вам нравится то, что сейчас происходит в нашей стране?» – вспоминает Стас Намин. – Они ответили: «Это здорово, просто потрясающе! Ведь мы еще помним те времена, когда Хрущев на заседании ООН стучал ботинком по трибуне». «А это вам понравилось?» – неожиданно спросил Горбачев. «Мы все так перепугались!» – честно сказали они. И тогда Михаил Сергеевич пошутил: «Странно, с этого ведь начался советский рок и хеви-метал!»
Кремлевская «цитадель зла» оказалась... милым местом
После этого музыканты спели свою знаменитую песню.
– Это было что-то невероятное: мы были в Кремле – и здание оставило совершенно другое впечатление, не то, что мы ожидали. Мы думали, что это будет какое-то мифическое «темное царство», «цитадель зла», а это оказалось милое место с милыми людьми, – вспоминал музыкант Рудольф Шенкер.
Кстати, сам Рудольф в 2002 году по уши влюбился в русскую девушку Таню, с которой познакомился на выступлении Scorpions в Новосибирске. Тогда организаторы пригласили музыкантов выступить на конкурсе красоты. 23-летняя Таня вышла в финал и с первого взгляда очаровала 54-летнего Рудольфа. Дальше было, как в кино: Таня оставила Рудольфу телефон. Он перезвонил. Теперь они вместе живут в Германии.
Свое 80-летие Михаил Горбачев отмечал в Лондоне. Там среди прочих на концерте выступали и Scorpions. Михаил Сергеевич пригласил немцев на свое 90-летие, которое будет отмечать в марте следующего года.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №33-2020 под заголовком «Горбачев пригласил Scorpions на свое 90-летие».