Леонид Радзиховский: Чего не понял Горбачев про развал СССР
На прошлой неделе возник заочный спор между Владимиром Путиным и Михаилом Горбачевым о причинах распада СССР
На прошлой неделе возник заочный спор между Владимиром Путиным, который назвал экономику главной причиной распада СССР, и Михаилом Горбачевым, обвинившим в падении Союза отсутствие демократии.
Путин прав только в том, что советская экономическая система была максимально неэффективна: отсутствие рынка плюс падение цен на нефть, несколько неудачных решений – вот и коллапс экономики. Но, конечно, сам по себе он не мог привести к распаду государства. Были страны, в которых гораздо хуже экономическая ситуация, и они не распались – та же Венесуэла с ее безумной инфляцией.
А Горбачев тут прав с точностью до наоборот. Разумеется, не отсутствие демократии погубило Советский Союз. СССР мог существовать только при отсутствии демократии. Как раз демократические реформы и уничтожили антидемократическую политическую систему, а вместе с ней и Советский Союз. Империя может существовать, пока демократии нет.
Советский Союз был последней многонациональной империей на этом шарике. Все империи распались, и Советский Союз не мог не разделить их судьбу.
Вообще, Путин довольно часто возвращается к теме развала СССР, к теме лихих 90-х.
Ужас 90-х – главный аргумент официальной пропаганды. Был ужас-ужас-ужас, а теперь этого ужаса нет. Второй их аргумент тоже чисто негативный – враги-враги-кругом враги. Если уйдет Путин, то серые волки сожрут русскую Красную Шапочку. Это все ложь.
В 90-е был и экономический коллапс, и бандитизм, но это неизбежное событие, которое всегда происходит при смене отнюдь не руководителя государства, а социально-экономического строя, потрясения неизбежны. Но эти потрясения, кстати, закончились вовсе не с приходом Путина, а в 1998 году, после дефолта, когда резко начала расти экономика. И отнюдь не только в России, а почти во всем СНГ пошел восстановительный экономический рост. Поэтому при уходе Путина никаких социально-экономических катастроф, как бы ими ни пугали, быть не должно, причин для них нет.
А аргумент про внешних врагов – вообще бред сумасшедшего. Более того, наша пропаганда даже не в состоянии назвать этого врага. Налаживаются связи с Макроном, неплохие отношения с Трампом. Тогда кто? Вообще «они», анонимные враги. Но эта теория рассчитана на очень низкий уровень потребителя...
Леонид Радзиховский,
публицист
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №45-2019 под заголовком «Чего не понял Горбачев про развал СССР».