Андрей Нечаев: Президент Путин и новые старые национальные цели
Экономист Андрей Нечаев – о снижении амбиций руководства России, отраженном в новом перечне национальных целей
Экономист Андрей Нечаев – о снижении амбиций руководства России, отраженном в новом перечне национальных целей.
На днях Владимир Путин подписал указ, где обозначил новые национальные цели России до 2030-го. Он заменит предыдущий стратегический документ – майский указ президента 2018-го. А, если помните, до этого были указы 2012-го...
Надо сказать, амбиции все время снижались. Если когда-то стояла задача удвоить ВВП и догнать Португалию по ВВП на душу населения, то теперь эта задача не ставится даже отдаленно.
В 2018-м была поставлена уже более скромная задача – войти в пятерку ведущих экономик мира по ВВП (другими словами, догнать и перегнать ФРГ). Сейчас эта задача тоже снялась. Причем «говорящая голова» Кремля Дмитрий Песков обосновывал это тем, что в результате пандемии все экономики мира тормозят. Но ведь простая арифметическая логика подсказывает: раз так, экономика России (раз она перестает догонять другие) тормозит больше.
В последнем указе Владимира Путина можно выделить две линии. Первая – отмена некоторых конкретных целей (типа той, которую я привел в пример). Либо реализация прежних целей сдвигается – в основном еще на 6 лет.
Ну, например, раньше продолжительность жизни в России в 78 лет должна была наступить к 2024-му, а теперь – к 2030-му. Или вхождение в пятерку ведущих экономик мира (по научным исследованиям) теперь заменено на вхождение в десятку. Создание 25 миллионов рабочих мест тоже теперь переносится к 2030-му. Ну и так далее. Получается, время на раскачку у власти опять есть.
Сейчас, видимо, будут проводить ревизию и национальных проектов. Помощник президента Максим Орешкин уже объявил об этом официально, так что это дело ближайших двух-трех месяцев. Значит, их тоже либо сократят, либо пролонгируют по срокам реализации. Какие-то, видимо, совсем ликвидируют. Ну, это мы все скоро узнаем.
Принципиально новых целей в новом указе практически не появилось. Вот новая тема, которая считается знаковой, – о том, что 97% населения страны будет охвачено широкополосным интернетом. Но, на мой взгляд, не слишком важна. Мой покойный папа, ушедший полтора года назад, интернетом пользоваться не умел. Думаю, что большая часть его поколения, да и более молодых людей, тоже не очень к этому приспособлены. Поэтому для них наличие широкополосного интернета может закончиться дополнительными поборами, а не каким-то дополнительным комфортом жизни.
Или эти новые цели труднопроверяемые, а потому легкодостижимые. Ну, скажем, о том, что 70% россиян будут заниматься физкультурой. Как проверить? Ведь делать гимнастику или пробежки по утрам или не делать, человек решает сам. При чем тут государство? Оно может этому лишь как-то способствовать – делая спортивные площадки шаговой доступности, улучшая финансирование всяких ДЮСШ, давая льготы спортклубам и т.д. В конце-то концов гражданин все равно решает сам – заниматься ему физкультурой или лежать на диване.
Зато про повсеместную бесплатную газификацию России, о которой не так давно Путин вспоминал, по-моему, ничего в перечне целей нет.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №28-2020 под заголовком «Новые старые национальные цели».