Андрей Мовчан: Для россиян в каком-то смысле наступает новый конец 90-х
Экономист и колумнист Sobesednik.ru объясняет, почему нефтяная зима даже после состоявшейся сделки ОПЕК+ затянется
Экономист и колумнист Sobesednik.ru объясняет, почему нефтяная зима даже после состоявшейся сделки ОПЕК+ затянется.
Рассчитывать, что новая сделка ОПЕК+ принесет рост цен на нефть, было наивно. Все разумные люди говорили, что этого не случится, потому что много было сделано до этого, чтобы цена на нефть упала – в том числе российский отказ от сделки месяц назад, который сильно разрушил баланс договоренностей и доверие рынка. Плюс то обстоятельство, что спрос на нефть упал где-то на 22–23%, а сокращение планируется всего на 10%. В общем, новая сделка пока не просматривается, возможности выполнить соглашение тоже под вопросом... И чего удивляться, что цена снижается!
Экономика сейчас сильно падает. Думаю, по кварталу мы увидим падение на 7–8%, по второму – на 20–25%. А по спросу и доходам населения – еще более страшные картинки. Удивлюсь, если по итогам года доходы россиян не упадут на 10%...
Когда пройдет эпидемия, для восстановления будет нужен капитал, который у нас формируется из нефти. Она же достаточно долго будет дешевой. Потому что основные потребители нефти – самолеты и пассажирские перевозки по земле. И то и другое долго еще не откроется полностью. А когда разрешения будут получены, выяснится: авиакомпании – это очень сложный бизнес, которому трудно расконсервироваться.
Потом нефть вырастет в цене, и мы с удивлением обнаружим: то, что законсервировали, расконсервировать уже не можем, потому что в России сложные скважины. В этих условиях мы еще и добывать будем меньше, чем раньше.
Короче, нас ждет рецессия на несколько лет. И падение доходов населения. Для россиян это будет в каком-то смысле новый конец 90-х, потому что сейчас общая ситуация еще и сложнее: если тогда хотя бы можно было делать бизнес и как-то развивать свое дело, то сейчас – карантины и все разрушается. Да и высокие ставки, кредитная нагрузка и фиксированные расходы попросту не позволят восстановить бизнес. Дай бог, если доля малого и среднего бизнеса сохранится на уровне 10% ВВП. Плюс 10–15% безработных трудоспособного населения. К тому же огромные комплексы (типа строительного) тоже должны по идее встать: спроса-то не будет...
В общем, в результате всех обстоятельств последнего времени мы потеряли все, что эти 20 лет пытались – плохо или хорошо – делать. Хотя с точки зрения структуры государства все понадежнее: большие резервы, свободно конвертируемый рубль... Поэтому Россия как государство переживет этот период все-таки попроще, чем 1998-й.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №15-16-2020 под заголовком «Нефтяная зима будет долгой».