Лев Пономарев: Я пытаюсь разбудить общество
Исполнительный директор движения «За права человека», ликвидированного по требованию Минюста, поговорил с «Собеседником»
Движение «За права человека» было ликвидировано Верховным судом по требованию Минюста – за нарушения закона об «иноагентах».
Исполнительный директор движения Лев Пономарев поговорил с «Собеседником»:
– У нас впереди еще апелляция – «За права человека» ликвидировано пока только судом первой инстанции. Впереди вторая, которая принимает окончательное решение. Мы все-таки хотим бороться. 30 числа мы планируем провести съезд – это будет 9-й съезд ООД «За права человека». На нем мы примем те поправки в устав, которые считаем возможными, чтобы удовлетворить претензии Минюста. На том же съезде те же люди создадут общероссийскую общественную организацию. Возможно, с тем же названием – будем решать коллективно.
– Вы не раз говорили, что внутренней политикой страны заправляют силовики.
– Это началось с приходом Путина к власти. Законодательство менялось соответственно. И роль силовиков во внутренней политике постепенно росла. А теперь происходит эскалация всех этих процессов. Часто говорят о так называемых двух башнях Кремля, и действительно, порой мы наблюдаем, как вторая – либерально-демократическая – башня вмешивается и каким-то образом отыгрывает ситуацию. Мне кажется, эта борьба будет продолжаться и дальше, но роль силовиков во внутренней политике – она, бесспорно, доминирующая.
– Новое движение матерей фигурантов «Сетей», «московского дела», «Нового величия» и «Хизб ут-Тахрир» (организация, признанная в России террористической – Ред.) – это ведь с вашей подачи?
– Началось с того, что ко мне пришли родители фигурантов дела «Сети» и спросили: «Что нам делать?» Я сказал: «Создавайте общественную организацию». Потом к ним пришли часть родителей «Нового величия». Потом пришли люди по «Хизб ут-Тахрир». Сначала я им не советовал работать вместе, потому что они могли друг другу мешать. Но они создали организацию «Родительская солидарность». Там очень много людей, гораздо больше, чем по всем перечисленным делам. Там сотни дел и сотни пострадавших.
– ФСИН буквально на днях объявила о строительстве шести новых изоляторов.
– Так как формально мы являемся частью европейской структуры, то мы отчитываемся о том, что как бы движемся к европейским стандартам. И в этих новых СИЗО скорее всего будет не так тесно. То есть, я бы сказал, это можно приветствовать.
– Недавно фигуранты дела «Сети» объявили голодовку, потому что не расследуется история с их пытками. Еще раньше ребята из «Нового величия» вскрыли вены в зале суда. Что же нужно с собой сотворить, чтобы добиться справедливости?
– Прежде всего об этом нужно больше писать. Писать, что ребята из «Сети» требуют остановить процесс. Требовать, чтобы их пытки расследовали так, чтобы можно было сказать, что расследование проведено. Нужно пытаться разбудить общество. Я пытаюсь.
– Уже два фигуранта резонансных процессов приняли решение эмигрировать из страны. Вас никогда не посещали такие мысли?
– Нет, я буду работать здесь. Это моя единственная форма существования. Другого я себе не представляю.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №44-2019 под заголовком «Лев Пономарев: Разбудить общество».