Карьерный путь четырежды губернатора Олега Кожемяко

Кожемяко возглавил уже четвертый регион за 11 лет. В любой непонятной ситуации назначайте его, шутят на Дальнем Востоке

Фото: Олег Кожемяко // фото: Kremlin Pool / Global Look Press

На Дальнем Востоке уже юморят: в любой непонятной ситуации назначайте Кожемяко. Новый врио главы Приморья уже руководил Корякским округом, Амурской областью и Сахалином.

«Авторитетный бизнесмен» 

Говорят, управлять Приморьем Олег Кожемяко вызвался сам. 

– Могу одно сказать: это решение достаточно смелое. Я бы так мягко выразился, – не без скепсиса и юмора прокомментировал самовыдвижение полпред на Дальнем Востоке Юрий Трутнев.

Приморье в этом году устроило демарш, отказав на выборах ставленникам власти. 

– Насколько я знаю, он всегда мечтал возглавить именно этот регион и к этому шел, – прокомментировал «Собеседнику» политолог Константин Калачев. 

Кожемяко сам родом из Приморья. И здесь ему удавалось всё. В 90-е годы приморская пресса называла его «авторитетным бизнесменом». Карьера для лихих годов у Кожемяко соответствующая: боксер, слесарь на заводе, потом бригадир, мастер. В 1987-м оказался в числе первых кооператоров, организовав цветочную фирму «Галатея». Позже к активам добавилось производственно-пищевое объединение «Приморское» с ликеро-водочным заводом «Арго-1». 

Этого уже было достаточно, чтобы быть богатым человеком. Но в 1995 году Олег Кожемяко нашел самое клёвое место в крае – стал заместителем председателя совета директоров ОАО «Преображенская база тралового флота» (ПБТФ), одного из крупнейших рыболовецких предприятий края еще с советских времен. А уже через пару лет «Приморское» стало главным акционером ПБТФ.

– Это были времена, когда народ косило в разборках. Но зато те, кто выживал, были просто «неубиваемые», – рассказывает один из приморских рыбопромысловиков. – Кожемяко очень помог союз с бывшим главой Росрыболовства, экс-губернатором и просто всесильным в рыбной отрасли человеком – Евгением Наздратенко.

– Дружба с Наздратенко и до сих пор является весомым ресурсом для Кожемяко, – считает Константин Калачев.

Брюлики для Валентины

В конце 90-х Кожемяко уже вполне соответствовал званию, которым его наградили в регионе – рыбный олигарх, – и закономерно пришел к мысли о расширении своего бизнеса. Двигаться решил на самый край географии – в Корякский автономный округ, где рыбы немерено. Тогдашний губернатор Корякии Валентина Броневич очень любила привечать заезжих бизнесменов, которые за свой счет облагораживали разрушенные поселки края, да и главу региона тоже не забывали. Например, как раз в этот период госпожа губернатор стала щеголять в брюликах и шубах, а дочку отправила учиться в Англию. 

Кожемяко решил строить рыбозавод в селе Тымлат. Причем прилетел туда, как «волшебник в голубом вертолете». С той лишь разницей, что вертолетов было несколько: он привез с собой топливо, продовольствие и медикаменты на целую зиму, с этим в отдаленных местах были серьезные проблемы. 

Ледяное испытание

Уже в начале 2000-х Кожемяко стал подкреплять свой бизнес властью, избравшись сначала депутатом в краевую думу, потом стал сенатором. Активный бизнес он оставил своей семье – жене и сестре-близнецу. С 18 лет к семейным делам подключился и сын. В его честь Олег Кожемяко назвал даже главный продукт своего завода – водку «Никита Кожемяка». 

В 2004 году Олег Кожемяко попытался избраться в губернаторы Приморья, но ему не хватило голосов (результат – 14,4%). Но амбициозного чиновника уже заметили и через год командировали в замерзающую Корякию. 

В регионе был настоящий коллапс – запасов угля и мазута не было совсем, дома, школы, больницы стояли без отопления, большинство теплотрасс было разрушено, люди спасались печками-буржуйками с выведенными в форточку дымоходами. По ТВ показывали квартиры со снежными шубами на стенах. 

– Я тогда был молодым руководителем, – рассказывал позже сам Кожемяко о Корякии как самом интересном опыте в жизни. – Там были задолженности по заработной плате, вообще сам по себе регион сложный. Это 300 тысяч квадратных километров, полное отсутствие дорог, только зимники. А что такое зимники? Это 200 километров едешь 12 часов на вездеходе. Это северный завоз. Безусловно, досталось мне там. 

В таком экстриме можно было либо похоронить карьеру, либо, наоборот, обеспечить себе вертикальный взлет.

Голый торс

Корякский подвиг губернатора оценили и забрали Кожемяко в администрацию президента. Но ненадолго – в 2008 году его назначили руководить Амурской областью, подтвердив репутацию «чрезвычайного губернатора». На Амуре Кожемяко ждали смерч, землетрясение и наводнение, последствия которых преодолели. Остались, конечно, и недовольные, особенно качеством построенного взамен разрушенного стихией жилья. 

Именно во второе свое губернаторство Кожемяко максимально развернулся: амурчане вспоминают, как он верхом на байке открывал фестиваль мотоциклистов, скакал на коне и разрубал шашкой арбуз на празднике, раздавал по разным поводам щенков от своих собак – хаски и японских овчарок той же самой породы, которую Путину подарил японский премьер.

Как и Путин, Олег Кожемяко неоднократно появлялся перед публикой и фотокамерами с голым торсом, демонстрируя прекрасную спортивную форму. На фоне такого пиара в «Одноклассниках» даже появился фан-клуб Кожемяко, но его пресс-служба категорически отрицала свою причастность.

Белогривые бычки

На Амуре губернатора-варяга приняли и даже проголосовали за него в 2012 году достаточно массово – он получил 77,28% голосов. При нем начали строить космодром Восточный, первый участок набережной Амура, сдали пару больниц, стали разводить морозоустойчивую породу коров – белогривых герефордов – и добились рекордных урожаев сои. Отметился Кожемяко и рядом небесспорных инициатив – предлагал отменить пособия для бездетных безработных молодых мужчин, ввел «полусухой» закон с запретом продажи алкоголя до 11 и после 19 часов, выступил за отлов бездомных собак. Футбольные фанаты ему до сих пор не могут простить загубленный клуб «Амур», который губернатор посчитал неперспективным и отказался финансировать. 

11 января 2014 года Олег Кожемяко по дороге в командировку спас женщину – вытащил ее машину, попавшую в занос, и стал героем кучи мемов типа: «День губернатора. 8 утра – подвиг».

Чуть раньше он чудом не попал на самолет, который разбился по пути из Благовещенска в Хабаровск. 

– При всей гиперактивности и деятельности Кожемяко амурчане могут поставить ему в упрек, что область-то он оставил после себя в долгах. Он многое сделал, но расплачивались за это те, кто пришел после, – добавляет Константин Калачев.

Домой!

Третье назначение было по сложившейся традиции экстренным. После посадки «папы Хо» – губернатора Хорошавина – на его место прислали, конечно, Олега Кожемяко. 

Новое правление опытный уже губернатор начал браво: вытащил всех чиновников на лыжню и сам же их возглавил, а на соревнованиях продемонстрировал молодежи упражнение на турнике подъем переворотом 20 раз подряд. 

Кожемяко начал на Сахалине ряд проектов, но так и не стал там до конца своим. Главной заслугой Кожемяко считается создание условий, при которых сократилась убыль населения и начался слабый прирост – 0,7%. Правда, сахалинцы шутят, что это за счет команды, которую губернатор привез с собой из Амурской области. 

Основными покровителями Кожемяко в Москве считаются Дмитрий Медведев и члены его команды, при которых у приморца наблюдался максимальный карьерный рост, а также глава Росрыболовства Илья Шестаков – сын путинского спарринг-партнера Василия Шестакова. Говорят, Путину спортивный и брутальный Кожемяко тоже импонирует. Но многое будет зависеть от того, как он разрулит «приморский кризис».

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №39-2018 под заголовком «Чрезвычайный губернатор».

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика