Олег Сенцов, Кирилл Вышинский и "футбол" омбудсменов

Вопрос об обмене визитами омбудсменов РФ и Украины висит в воздухе: стороны ведут оживленные, но бесплодные переговоры

Фото: Олег Сенцов // стоп-кадр из фильма "Процесс. Российское государство против Олега Сенцова"

О посещении российских заключенных на Украине и украинских в России омбудсменами обеих стран президенты Путин и Порошенко договорились еще 9 июня. Тогда же и обменялись списками тех, кого правозащитники хотели бы навестить. В приоритете у РФ – глава РИА «Новости Украина» Кирилл Вышинский, у Украины – голодающий в ямальской колонии «Белый медведь» Олег Сенцов.

Однако на момент сдачи номера и 43-й день голодовки Сенцова вопрос о визитах омбудсменов все еще висел в воздухе. Правозащитники вели оживленные, но, увы, безрезультатные переговоры. В препятствиях каждая сторона винит другую. Если это и шаги к обмену узниками, то они невероятно медленные и мучительные. 

– Еще 18 июня мы с Татьяной Николаевной (Москальковой, уполномоченным по правам человека в РФ. – Ред.) договорились о синхронном посещении заключенных: она – на Украине, я – в России, одновременно заходим в колонии, – рассказала нашему изданию уполномоченный Верховной рады по правам человека Людмила Денисова. – Договорились даже для этого привезти Кирилла Вышинского в Киев, чтобы ей не ездить в Херсон. Мы ждали согласования и были полностью готовы, но утром следующего дня нам сообщили, что ничего не согласовано. То есть ни о каком синхронном посещении речи уже не шло. Москалькова заявила, что хочет посетить заключенных первой.

По словам украинского омбудсмена, они чуть ли не умоляли российскую сторону хотя бы о видеоконференции с Сенцовым.

– Татьяна Николаевна на это заявила, что ей нужно кому-то позвонить и опять все согласовать, – пояснила Денисова. – И этот кто-то выдал отказ. Мы уже предлагали ей посещение двоих заключенных, а нам – одного, но это ничего не изменило.

Следующим шагом украинской стороны было письмо на имя Москальковой с призывом обратиться к президенту Путину с просьбой о помиловании Олега Сенцова «по гуманитарным причинам».

– Лично ее я уже не беспокою, – призналась Денисова. – Просто не вижу в этом смысла. С чем бы мы к ней ни обратились, в ответ слышим, что она идет это согласовывать. Притом что существуют высокие договоренности о посещении заключенных, уважаемая Татьяна Москалькова не может самостоятельно исполнить решение, принятое ее президентом.

21 июня Татьяна Москалькова все-таки подробно отчиталась о состоянии Сенцова – направила соответствующее письмо с заключением медиков Денисовой. По версии, озвученной ею лично, с Сенцовым все в порядке. «Выглядит хорошо, – заявила Москалькова. – Получает поддерживающую терапию: витамины, глюкозу, белки. С собственного согласия получает. То есть у него фактически там как лечебное голодание получается».

Эффект от «лечебного голодания» удалось оценить адвокату Сенцова Дмитрию Динзе, который на прошлой неделе все-таки побывал в колонии. Как он полагает, г-жу Москалькову мог дезинформировать ее коллега в Ямало-Ненецком округе Анатолий Сак, поскольку это он составлял медицинский отчет. По словам адвоката, за время голодовки Сенцов потерял порядка 13 кг – сейчас его вес 77 кг. И ежедневно он теряет 100–200 граммов. Динзе рассказал и об опасениях врачей за состояние здоровья пациента, поскольку у него начались проблемы с сердцем и почками. 16 июня его даже госпитализировали в обычную больницу (сейчас Сенцов находится в медчасти колонии), где предложили принудительное кормление. Сенцов отказался. Врачи в любой момент ожидают нового кризиса.

С Кириллом Вышинским, судя по рассказу российского омбудсмена, все в порядке. Сидит с пятью сокамерниками, не голодает, есть возможность даже принимать душ – по российским меркам невиданная роскошь для з/к. На прошлой неделе, как сообщил его адвокат Андрей Доманский, он подготовил прошение об организации встречи с Москальковой, что будет формальным основанием для ее визита. Состояться он должен был в субботу, 23 июня, однако не состоялся. Чуть ранее оба омбудсмена сделали еще по одному заявлению: Москалькова сообщила, что Киев не давал ей никаких разрешений на визит, а Денисова написала в ФБ, что в ходе очередной встречи им удалось достигнуть договоренности о поочередном совместном посещении Вышинского и Сенцова. И что она предложила начать с узника «Белого медведя».

Между тем судьбой Сенцова всерьез обеспокоились в ЕС. Потом и ЕСПЧ обратился к нему с просьбой прервать голодовку, на что политзаключенный ответил отказом. По словам адвоката Дмитрия Динзе, Сенцов не намерен просить Путина о помиловании. Впрочем, эту миссию взял на себя генсек Совета Европы Турбьерн Ягланд. В его аппарате заявили, что он сделает это 25 июня.

Самое печальное во всей этой истории, что, если с Сенцовым случится непоправимое, в России это мало кого смутит. Точнее, голодовка Сенцова вряд ли станет лечебной для ее главного адресата.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №24-2018 под заголовком «"Футбол" омбудсменов».

Теги: #Украина

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика