Правительство в изгнании: куда пристраивают экс-министров и вице-премьеров
Какие посты и почему предлагают бывшим крупным чиновникам после перетасовки правительства, разбирался Sobesednik.ru.
Какие посты и почему предлагают бывшим крупным чиновникам после перетасовки правительства, разбирался Sobesednik.ru.
Бывший первый вице-премьер Игорь Шувалов должен возглавить Внешэкономбанк. Экс-зампред Аркадий Дворкович назначен куратором «Сколково». Другим лишившимся мест в новом правительстве вице-премьерам тоже определяют фронт работ: Дмитрий Рогозин может перейти в «Роскосмос», а Александра Хлопонина прочат в губернаторы некоего региона.
Продолжат службу государству и многие бывшие министры. Александра Ткачева инсайдеры называют в качестве будущего посла РФ в Беларуси. Михаил Мень получил предложение о переходе на партийную работу в «Единую Россию». Максим Соколов, по слухам, метит на место главы Санкт-Петербурга, а Николай Никифоров — вице-мэра Москвы.
Никто из отставленных членов кабинета министров публичного недовольства кадровой политикой Владимира Путина и Дмитрия Медведева не проявлял, так что «казус Касьянова» не должен повториться. Первый путинский премьер-министр Михаил Касьянов остается единственным, выкинутым за борт власти: и его предшественникам, и продолжателям должности подбирали. Хотя, по словам самого Михаила Касьянова, президент предлагал ему пойти в Совбез, но тот был согласен только на пост мэра Москвы. В итоге не договорились.
Другой бывший премьер Виктор Зубков сейчас председательствует в совете директоров «Газпрома». Михаил Фрадков после отставки с поста главы правительства трудился директором Службы внешней разведки, а на данный момент руководит государственным Институтом стратегических исследований.
— После высоких постов обычно либо получают синекуру, либо уходят на пенсию или в тюрьму, — сказал в комментарии Sobesednik.ru руководитель программы «Российская внутренняя политика» Московского Центра Карнеги Андрей Колесников. — Как правило, люди из элиты все же остаются в системе. Но это скорее благодарность, чем обеспечение лояльности. Да, если бы Касьянов получил желаемую должность, он вряд ли бы перешел в оппозицию. Однако это пример исключительный. Другие люди настолько номенклатурны, что вряд ли пойдут.
При этом политика распределения постов в качестве благодарностей не влияет на мобильность власти, полагает эксперт:
— Они не занимают чужие места, на которые могли бы прийти молодые так называемые технократы. То же «Сколково» выглядит скорее как пенсия, а Внешэкономбанк — как чемодан без ручки.