Выборы мэра Москвы – 2018 по новым правилам: за и против
Сопредседатель движения «Голос» Григорий Мельконьянц — о новых правилах для выборов мэра Москвы в сентябре 2018 года
Сопредседатель движения «Голос» Григорий Мельконьянц — о новых правилах для выборов мэра Москвы в сентябре 2018 года.
Депутаты Мосгордумы одобрили ряд поправок в Избирательный кодекс Москвы. Нововведения, внесенные лично действующим мэром Сергеем Собяниным, начнут действовать уже на следующих выборах — в сентябре 2018 года.
Sobesednik.ru попросил сопредседателя движения «Голос» Григория Мельконьянца прокомментировать эти изменения:
- Изменено количество подписей, которые необходимо собрать для регистрации кандидата в мэры Москвы. Это значение уменьшено с 1% до 0,5%. Предполагается, что это будет способствовать демократизации избирательного процесса.
— Изменение скорее положительное. Оно несколько упростит кандидатам процесс регистрации. Однако остается пресловутый муниципальный фильтр со 110 депутатами. И основная сложность — это его прохождение. Так что это скорее лишь косметическое изменение, не особенно влияющее на результат.
- Время голосования продлено на два часа — до 22:00.
— Неоднозначное изменение. Скорее оно негативно скажется на процессе. Знаем по опыту регионов, где действует такое продление времени: это не столько помогает увеличить явку и расширить гарантии избирателям, сколько сами комиссии вынуждены просиживать эти два часа и начинать процедуру подсчета голосов уже глубокой ночью. Все уже уставшие, и это влияет на качество подсчета. Все торопятся, нарушается последовательность процедур и их скрупулезность. Причем не из злого умысла — просто люди хотят побыстрее уйти домой. То есть на качестве процедуры подсчета голосов это, скорее всего, скажется в худшую сторону, и мы с тревогой наблюдаем за этой инициативой.
- Введение наблюдателей от Общественной палаты.
— В принципе мы за общественное наблюдение в любых формах, главное — чтобы оно не было профанационным. Хотелось бы, чтобы в региональных законах были прописаны нормы, допускающие наблюдение от общественных организаций. Они в последние годы стали пропадать из законодательств. В Москве общественное наблюдение по сравнению с другими регионами было организовано на приличном уровне: наблюдатели реагировали на нарушения, принимали меры. А общественные палаты — это все-таки полугосударственные институции. Хотелось бы, чтобы и независимые институты имели возможность направлять на участки своих наблюдателей.
- Увеличиваются суммы расходов из избирательных фондов кандидатов: в мэры — до 250 млн рублей; в депутаты Мосгордумы — до 25 млн рублей; в депутаты органа местного самоуправления по одномандатному округу — до 200 тыс. рублей, по многомандатному — до 500 тыс. рублей; главы муниципального образования — до 800 тыс. рублей.
— Правильно. И эти суммы надо еще увеличивать, потому что теневые фонды, увы, присутствуют на выборах. Искусственно занижать эти суммы, особенно в Москве, где высокие расходы на агитационную кампанию, не стоит. Когда эти «потолки» неадекватны ситуации, все сразу уходит в тень — и оплата технологов, и тиражи агитационно-пропагандистских материалов, и параллельные услуги. И комиссии не могут проконтролировать ни источники этих средств, ни на что они были израсходованы. Потолки надо либо серьезно увеличивать, либо полностью отменять.
- Разрешено голосование по месту фактического пребывания.
— Это новация, которую ЦИК активно применял на выборах президента. В принципе, позитивная иницициатива, но здесь все зависит от того, как ЦИК разберется с теми претензиями, которые прозвучали по итогам президентских выборов. Потому что эту систему нужно применять только с учетом этого опыта. Необходимо поставить заслон «двойному голосованию», которое, как мы видели, стало возможным. Нужно упростить сами процедуры для избиркомов. Часть двойного голосования случилась потому, что комиссии физически не всегда могут эти процедуры исполнить: им нужно по телефону созваниваться с территориальной комиссией, выяснять, где человек проголосовал/не проголосовал — в день голосования это просто невыполнимо. И избирателю неудобно, потому что надо очень долго ждать.
Мы считаем, что нужно продлить процедуру подачи заявления о смене участка не до пяти, а до трех дней перед голосованием, когда комиссии еще успевают создать списки на включение избирателей. А вот процедуру прикрепления в последний момент по так называемым спецзаявлениям — которая применялась вплоть до субботы накануне голосования, и комиссии не успевали обмениваться данными об откреплениях — нужно убирать. Да, нельзя будет накануне выборов изменить участок, но будет какая-то гарантия, что по этому инструменту «двойных голосований» уже не будет, — говорит Григорий Мельконьянц.