Михаил Осокин: Выборы без выборов и освобождение трёх Сирий
Обозреватель Sobesednik.ru Михаил Осокин подвёл первые итоги предвыборной президентской кампании
Обозреватель Sobesednik.ru Михаил Осокин подвёл первые итоги предвыборной президентской кампании.
Первые итоги предвыборной президентской кампании: власти боятся экономических тем. Еще до официального начала кампании желающие участвовать в выборах стали представлять свои программы, и на федеральные телеканалы пустили непарламентскую оппозицию. В популярных ток-шоу появилась Ксения Собчак, затем позвали и Григория Явлинского. Но во всех случаях эфиры были организованы так, что разговор ограничивался международными делами, Украиной, спорами об атмосфере ненависти – а экономику редакторы явно избегали.
И понятно, почему власть боится этой темы – достаточно взглянуть на опубликованные на днях последние статистические данные. В газетах – заголовки: «Число банкротств почти достигло рекорда 2009 года», «Задолженность по зарплате: в третьем квартале таких случаев в три раза больше, чем в первом».
Люди требуют зарплату и задают чиновникам один и тот же вопрос: где деньги? А деньги из бюджета щедрым потоком уходят на другое – например, на войну в Сирии. За полгода эта операция поглощает примерно 30 млрд рублей – и как раз на такую сумму решили урезать в бюджете средства на зарплаты учителям, врачам и соцработникам.
Для того, чтобы объяснить расходы по Сирии, военные рассказывают о трудностях операции, описывают масштабность задач, и вот в итоге в конце октября появилось удивительное заявление – что от террористов удалось освободить 500 тысяч квадратных километров, то есть в три раза больше, чем вся территория Сирии. В интернете это уже назвали самым смешным заявлением года. В Генштабе думали три недели – и сейчас наконец решили объяснить, как у них получилось освобождение целых трех Сирий. Оказывается, при подсчете «учитывался рельеф Сирии – площадь гор и ущелий, параметры речного дна».
По такой системе подсчета, самой крупный страной в мире должен оказаться Тибет. Наверное, военные приплюсовали к территории Сирии еще и глубину колодцев, а может быть, и ширину, длину и высоту домов в городах. И все эти современные военные хитрости, эти путаные рассказы о размерах освобожденной территории, о количестве уничтоженных баз и военных систем террористов, попытки обмануть журналистов –все это чем-то напоминает сюжет из старого, еще советского, сатирического журнала «Фитиль».
Разъяснения Генштаба о территории Сирии вызывают в памяти и образ таксиста, который специально накручивает километраж, чтобы в конце поездки можно было объявить: денег надо сильно добавить.
Денег щедро добавляют не только военным. Например, как раз сейчас появились сообщения, что на проекты духовника Путина из бюджета потратили 10 млрд рублей. Речь идет о выставках «Россия – моя история», которые курирует епископ Тихон Шевкунов. Не забыты и другие проекты, придуманные иерархами церкви. При распределении в этом году президентских грантов различным структурам при РПЦ досталось более 70 млн руб – это самая крупная сумма из розданных на конкурсе.
Теперь на эти деньги в разных епархиях придумают программы по воспитанию детей, организуют новые религиозные фестивали и крестные ходы. Возможно, на эти деньги сейчас устроили и крестный ход в Краснодарском крае, где священники и руководители местного ГАИ прошли по аварийной трассе. «Не исключено, что во главе колонны пронесли "святой светофор" на золоченым шесте», – пишут блогеры, комментируя фотографии с этого крестного хода.
В бюджете находят средства на самые разные проекты – а социальные программы сокращаются, доходы россиян снижаются уже четыре года подряд, и долги по зарплате растут. Неудивительно, что власть не допускает экономических дискуссий, когда приглашает на телевидение представителей оппозиции, собирающихся баллотироваться в президенты. В ток-шоу спорят об онлайн-банкинге, цифровой экономике, биткойнах и электронной торговле – как будто страна уже преодолела все кризисные явления.
А еще одна запретная на госканалах тема – намеки на то, что предстоящие выборы будут без особого выбора. Тот же Явлинский при записи одной из программ решил развить свое традиционное высказывание о безальтернативности Владимира Путина, у которого рейтинг под 80% - «это как рейтинг килек в томате в советском магазине». Но эти слова Явлинского из программы вырезали.
С образом скучных и безальтернативных выборов власти борются не только на телевидении, но и в реальной жизни. Оживить пейзаж призваны яркие необычные кандидаты – и вот на минувшей неделе ЛДПР опять выдвинула Владимира Жириновского в качестве претендента на президентское кресло.
У Жириновского уже готова яркая предвыборная программа – например, он давно требует провести реформу алфавита и исключить букву «ы»: «Гортанный звук, это звери так говорят: "ы-ы"... Убрать эту букву гадкую, это азиатчина, нас за это не любят в Европе». Вот такой фонтан феерических заявлений – вместо серьезного разговора о том, за что нас действительно не любят в Европе. А еще для предстоящей предвыборной кампании лидер ЛДПР, может быть, вспомнит и другой свой старый лозунг – что деятелям культуры полезно посидеть в тюрьме, это дает толчок для творчества.
К президентским выборам подтянулись и девушки – это несколько представительниц шоу-бизнеса, включая даже порноактрису Елену Беркову. Она объявила, что тоже хочет баллотироваться в президенты, если не на этих выборах (возраст пока еще не позволяет) – то на следующих. Впрочем, участвовать в оживлении избирательного процесса она начала уже сейчас – обнародовала свою предвыборную программу: запрет развода для мужчин и сексуальное воспитание в школах «с обязательным сексуальным экзаменом».
Политологи говорят, что явно идет осознанное поощрение этого фрик-парада, и тема такая: «Есть Путин, а есть клоуны – что там выбирать?» И вспоминаются слова Пелевина из его романа «Бэтман Аполло» – о новом господствующем тренде, когда из протеста делают шоу. Власть хочет превратить выборы в карнавал – или, если пользоваться словами Пелевина, в реалити-шоу, куда вовлекут даже тех, кто презирает этот жанр.
«Нужно непрерывное реалити-шоу, блещущее всеми огнями гламура и дискурса – но не в студии, а на тех самых улицах, где ходят зрители... Зритель и думать забудет, что кто-то пытается его обмануть».
В Кремле, судя по всему, хорошо изучили романы Пелевина.