"Туризм" за счет бюджета? Куда полетят депутаты на 830 тысяч в год

Экс-депутат рассказал, куда уходят средства, выделяемые на поездки парламентариев, и надо ли их ограничивать

Фото: Депутаты Госдумы // Global Look Press

Экс-депутат рассказал, куда уходят средства, выделяемые на поездки парламентариев, и надо ли их ограничивать.

Напомним, Sobesednik.ru писал о том, что комитет Госдумы по регламенту утвердил увеличение транспортных расходов для депутатов. Ежегодно парламентарии будут получать 830 тысяч рублей на деловые поездки в регионы. Раньше эта сумма составляла 300 тысяч, то есть транспортные расходы выросли почти в три раза. Всего из бюджета Госдумы каждый год будет дополнительно выделяться 216 миллионов рублей. Предполагается, что этих денег должно хватить всем парламентариям, которые регулярно ездят по стране для встреч с избирателями.

Sobesednik.ru решил из первых рук узнать о том, на что в действительности идут государственные средства и всегда ли народные избранники тратят их на деловые поездки. Для этого мы связались с экс-депутатом Госдумы от партии «Справедливая Россия» Андреем Тумановым. По его мнению, увеличение расходов на транспорт поможет многим парламентариям свободнее путешествовать по стране в личных целях.

— Знаете, я знавал одну депутатшу, которая регулярно летала не потому, что ей надо с избирателями встречаться, а потому что ей надо кормить свою собачку на даче, которую она очень любила, — вспоминает Туманов. — Поэтому не всегда депутаты летают по делам. Он [депутат] же может лететь в любой регион страны. Есть депутаты-путешественники, особенно молодые, которым страну интересно посмотреть: а что бы и на Камчатку не слетать, на Дальний Восток, на Сахалин? Все же оплачивается! Поэтому лети куда хочешь, и тебе за это ничего не будет. Кроме того, давайте все-таки начнем летать не бизнес-классом, а эконом-классом, которым я, например, исключительно летал. Бизнес-класс мне давали только тогда, когда не было эконом-класса. А эконом-класс — это, извините, в несколько раз дешевле, вот вам экономия! Кстати, не так давно ко мне прилетал знакомый из одной очень крупной, богатой американской фирмы — он прилетел эконом-классом! Я был так удивлен, а он говорит: «У нас так принято, все руководство летает эконом-классом. Ни у кого в мыслях не возникнет летать бизнес-классом». А это международная компания, богатые люди, у которых деньги есть. Ну а мы в стране, где денег не много, будем себе позволять непонятно для чего бизнес-класс? Так что можно на этом сэкономить, если есть желание.

— У населения, может быть, желание и есть, но у депутатов — навряд ли... Как организовать этот процесс, чтобы избежать неоправданных трат?

— Самое главное здесь — механически что-то делать, не резать, не разрушать. Понимаете, надо просто следить, чтобы человек по делу летел, а не просто на экскурсию или пообедать с каким-то знакомым, и уж тем более не по делам бизнеса. Многие депутаты просто летают по стране, по делам своего бизнеса за счет Госдумы, за счет нас. Вот за этим следить надо внимательно, но ни в коем случае не ограничивать. Потому что если начнут ограничивать, начнут с тех, кому действительно надо по делам лететь, а не тех, кто занимается таким «туризмом».

— Некоторые эксперты, опрошенные газетой «Известия», считают, что, повышая расходы депутатов на поездки по стране, спикер Госдумы Вячеслав Володин смягчает те ужесточения дисциплины, которые мы наблюдаем в последнее время: штрафы за прогулы парламентариев и так далее. Вы видите здесь связь?

— Нет, по-моему, это глупость. Ну как это связано? В принципе никогда депутат не ограничивался в своих транспортных расходах. Как это происходило, когда не хватало денег, я, честно говоря, не знаю, но никогда никого не ограничивали. Никогда мне за пять лет не сказали, что нельзя туда ехать, потому что денег нет. Всегда приходишь в кассу, подаешь заявочку, тебе выдают билет — все, проблем нет.

А ужесточений Думе бы еще немножко не помешало, чтобы люди действительно ходили на работу. Помните, были прецеденты: терялись депутаты неизвестно где и оказывались где-то там в Гималаях, на Северном полюсе — путешествовали в рабочее время на бюджетные деньги. Замечательная жизнь, да? Вот эту замечательную жизнь надо немножко подрезать, чтобы все-таки люди на бюджетные деньги занимались тем, чем должны заниматься — работой.

— Правда ли, что раньше депутаты могли пользоваться служебным транспортом только в региональную неделю? Как вообще работает эта система?

— Нет, всегда. Опять же, понимаете, то, что написано в законе о статусе депутата — это одно, а то, что в реальной жизни — немножко другое. Вот я прилетаю в какой-то недружественный регион: мне по закону губернатор должен выделить машину. Я буду с этим губернатором препираться или все-таки кого-то из своего регионального отделения попрошу меня куда-то отвезти? Все так и делают. Были у меня регионы, где я работал — подконтрольная мне Калининградская область, которую я курировал, — и мне губернатор всегда присылал в аэропорт зачем-то большой бронированный BMW — старенький, но бронированный! И я на нем ездил. А потом появилась хорошая машина у моего помощника по калининградскому отделению, и я перестал брать губернаторскую машину. Там ехать не так много, небольшие расходы.

— Но ведь у разных депутатов разная ситуация: у кого-то между подконтрольными ему населенными пунктами 15 минут, а у кого-то несколько часов. Может быть, стоит как-то разграничить расходы?

— Нет. Понимаете, как только начнется это разграничение, это будет тихий ужас — такая начнется путаница! Вообще чем меньше нормального, работающего депутата ограничивают, тем лучше. Только тогда он может нормально исполнять свои обязанности. Депутат тоже может быть зависимым — от того же губернатора. Когда он независим и у него есть права, он сможет нормально выполнять свою работу, если это порядочный, нормальный человек, а не [тот, который] купил себе мандат и пришел, чтобы вести коммерческую деятельность.

[:wsame:]

[:wsame:]

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика