Илья Яшин: Людям с кровавым прошлым не место на таких постах
Sobesednik.ru выяснил, как отреагировала внесистемная оппозиция России на резкую критику Рамзана Кадырова в свой адрес
Sobesednik.ru выяснил, как отреагировала внесистемная оппозиция России на резкую критику Рамзана Кадырова в свой адрес.
12 января на встрече с журналистами по случаю Дня российской печати Рамзан Кадыров резко раскритиковал российскую внесистемную оппозицию: «Представители так называемой внесистемной оппозиции пытаются нажиться на сложной экономической ситуации. К таким людям надо относиться как к врагам народа, как к предателям. У них нет ничего святого».
Глава Чеченской Республики добавил, что противников Владимира Путина не заботит судьба страны, так как они не пытаются найти пути выхода из кризиса совместно с руководством страны и подчеркнул, что внесистемная оппозиция «играет в придуманную западными спецслужбами игру».
Глава Чечни известен своими громкими высказываниями в поддержку российской власти. 17 декабря 2015 года он назвал Владимира Путина «мудрым политическим лидером, равным которому нет в мире», а после убийства Бориса Немцова в своем Instagram Кадыров обвинил в преступлении западные спецслужбы, которые, по его мнению, стремились таким образом развязать конфликт в России.
В свою очередь, представители внесистемной оппозиции подозревают власти Чечни в сокрытии организаторов убийства Бориса Немцова. Так, 13 декабря 2015 года оппозиционер, председатель партии ПАРНАС Илья Яшин попросил Кадырова о встрече для обсуждения убийства Немцова, заявив о том, что у него есть к главе республики несколько серьезных вопросов.
Sobesednik.ru поговорил с Яшиным о том, можно ли воспринимать Рамзана Кадырова как угрозу российскому государству и будет ли оппозиция отвечать на его выпад.
– Это не первое заявление Кадырова подобного рода. Он давно уже использует подобную риторику в отношении критиков власти России и оппозиционных политиков. У меня вопрос скорее к Владимиру Путину, чем к Кадырову. Он наделил его силовой и политической властью, а теперь своим молчанием явно попустительствует подобной риторике и подобной политической практике в целом.
[:image:]
– Можно ли ждать от Кадырова практических действий по отношению к «врагам народа», как он назвал оппозиционеров?
– Не секрет, что Кадыров зачастую переходит от слов к делу. Удивительным образом так складывается, что те люди, которых Кадыров называет своими личными врагами, один за другим оказываются убитыми. Начиная с Ямадаевых, продолжая командиром батальона «Горец» Байсаровым, продолжая Анной Политковской, Борисом Немцовым. Поэтому то, что Путин никак не осаждает своего назначенца, ставит вопрос о том, есть ли в России вообще государство как таковое.
– А можно ли сказать, что своей деятельностью Кадыров сам наносит вред России?
– Риторика Кадырова, противоречащая Конституции России, говорит о том, что он представляет угрозу национальной безопасности страны. Он ведь угрожал не только оппозиционерам, но и представителям правоохранительных структур. Все это ставит под вопрос хваленую Путиным вертикаль власти, если один из руководителей регионов позволяет себе такие вещи.
– А как вы думаете, зачем Кадыров делает публично подобные заявления в адрес оппозиции?
– Мотивацию Кадырова я не знаю. Я воспринимаю его как угрозу безопасности моей страны. И я понимаю, что в условиях нынешней политической системы эту проблему решить невозможно, потому что Кадыров, очевидно, не признает ничью власть, кроме власти Путина. Надо создавать в России механизмы, чтобы подобные персонажи с кровавым прошлым и, не исключено, с кровавым настоящим не могли занимать такие высокие посты.
– Будет ли оппозиция публично отвечать Кадырову?
– Не очень понятно, на что отвечать. Как можно ответить на оскорбления? Тут нет повода для дискуссии. У нас с Кадыровым могла состояться дискуссия. Но когда дошло до дела, и я предложил ему встретиться и обсудить не только дело Бориса Немцова, но и его политику, Кадыров отмолчался.
Кадырову должны отвечать правоохранительные органы. Другое дело, что и спецслужбы понимают, что Кадыров опасный для РФ человек. У правоохранительных органов просто не хватает влияния для того, чтобы призвать Кадырова к закону, так как он всегда апеллирует к Путину.
– Можно ли поставить Кадырова следующей за Путиным фигурой по значимости в России?
– Кадыров явно разговаривает с Путиным на равных. Масштабирование личности Кадырова — это результат политики Путина на Северном Кавказе. В какой-то момент Кадыров может начать разговаривать с федеральной властью в Москве с позиции силы. Он уже это делает в публичной дискуссии с МВД и ФСБ.
– Как отреагирует гражданское общество на высказывания Кадырова?
– Коренным образом на общественное мнение это не повлияет. Те, кто считают оппозицию «врагами народа», будут Кадырову аплодировать. И наоборот. Людей, которые придерживаются нейтральной позиции, высказывания Кадырова скорее испугают. Любая радикальная риторика вызывает опасения.
– А угрозы Кадырова самих оппозиционеров пугают?
– Конечно, так часто складывается, что заявления Кадырова заканчиваются практическим воплощением. Тот, кто боялся, уже давно покинул Россию. Те люди, которые остались, оценивают свои риски. И мы будем продолжать делать то, что делаем.
– Как вы думаете, можно ли отождествить Чеченскую Республику с Кадыровым или у него все-таки есть серьезное окружение?
– Конечно, Кадыров практически полноправный хозяин Чечни. Сложно представить, что какие-то решения принимаются на территории Чечни вопреки его воле. Именно поэтому ответственность за укрывательство причастных к убийству Бориса Немцова мы возлагаем на Кадырова. Более того, следы убийства явно ведут к кабинету Кадырова. Батальон «Север» — это фактически гвардия Кадырова. Сам Кадыров должен представлять большой интерес для следствия. Хотя у Кадырова есть клан, который контролирует Чечню. Причем ему этого мало. Группировки Кадырова действуют и в Москве. Его аппетиты растут с каждым месяцем. Именно поэтому он представляет угрозу национальной безопасности России.
[:wsame:]
[:wsame:]