Провокационный фильм или теракты: чем Иран ответит саудитам
Чем реально могут грозить друг другу Иран и Саудовская Аравия, Sobesednik.ru узнал у эксперта-историка Сергея Серегичева
Чем реально могут грозить друг другу Иран и Саудовская Аравия, Sobesednik.ru узнал у эксперта-историка Сергея Серегичева.
В Саудовской Аравии казнены 47 человек, обвинённых в экстремистской деятельности и терроризме. Наибольшее возмущение среди этих казней вызвала смерть Нимра ан-Нимра — известного проповедника и критика саудовских властей. В Иране прошли массовые манифестации, закончившиеся штурмом дипломатических представительств Саудовской Аравии в Тегеране и Мешхеде. В ответ Саудовская Аравия, а также ряд других государств Персидского залива, объявили о разрыве дипотношений с Эр-Риядом. Эти события уже сказались на колебаниях цен на нефть.
Представитель Саудовской Аравии в ООН заявил, что страна восстановит отношения с Ираном, если тот перестанет вмешиваться в её внутренние дела — каковыми, видимо, является и уголовное правосудие, частным случаем которого можно назвать 47 казней. Однако политики Исламской республики Иран настаивают, что саудитам не удастся «замолчать» известие о казни при помощи разрыва дипотношений.
Масла в огонь подливает и то, что стороны конфликта принадлежат к разным направлениям ислама — суннитскому и шиитскому. США пытались призвать к «терпимости» в этом конфликте; решать проблемы дипломатическим путём просят две исламские страны Турция и ООН; впрочем, многие мусульманские страны проявляют раздражение скорее в связи с погромами в саудовских посольствах.
Чем грозит неожиданно возникший конфликт всему региону, Sobesednik.ru узнал у Сергея Серегичева, кандидата исторических наук, доцента кафедры всеобщей истории факультета архивного дела Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ).
— Казненный шиитский проповедник Нимр ан-Нимр — фигура известная и влиятельная для шиитов. Его, по сути, назвали бунтовщиком и подстрекателем к бунту и казнили. Как по-вашему, власти Саудовской Аравии вообще не задумывались о реакции шиитов на его смерть или они были готовы к этой реакции?
— Я думаю, что часть саудовского руководства намеревалась спровоцировать Иран этими действиями. Не исключено, что это была многоходовая комбинация, имеющая целью не столько устранение угрозы шиитского бунта внутри Саудовской Аравии, потому что реально мы видим обратное.
Возможно, целью этой многоходовки было торпедировать переговоры в Вене по Сирии, потому что США и Россия, несмотря на все противоречия между ними, солидарны в том, что в Сирии конфликт можно решить только миром. Я имею в виду резолюцию Совета Безопасности ООН по поводу сирийского урегулирования. И саудиты были недовольны этим процессом, несмотря на то, что им были сделаны определенные уступки, потому что опасались, что в результате этих переговоров усилится позиция Асада. Американцы пытались убедить их в обратном, но, видимо, не получилось. И вот таким образом — казнив Нимра ан-Нимра и его соратников, обвинив их в том, что они стояли за террористическими атаками 2004 года — Эр-Рияд запустил цепную реакцию во всем ближневосточном регионе. И, воспользовавшись погромом посольства, саудиты запустили процесс разрыва дипломатических отношений: Судан объявил посла Ирана персоной нон-грата, как и Кувейт, Бахрейн.
— Как вы думаете, прошедшие в Иране разгромы дипмиссий — действия стихийные? Или все-таки правительство о них знало?
— Это ошибка Ирана. Когда я узнал о том, что иранская полиция дала разгромить посольство Саудовской Аравии, я был в шоке. Это обычное дело, но я ожидал от Ирана более умных действий. Но, по всей вероятности, иранское руководство дало команду полицейскому командованию не препятствовать разгрому посольства, чтобы не столкнуться с угрозой массовых беспорядков, потому что тогда руководителей Ирана бы обвинили в пособничестве мучителям ан-Нимра. Поэтому им пришлось пойти на это.
— Какие могут быть последствия казни ан-Нимра для Саудовской Аравии?
— Эта казнь ударит по саудитам. Она не решила проблемы терроризма, потому что, я уверен, что казнили не настоящих террористов, не тех, кто был ответственен за серию терактов 2004 года — потому что, по другим данным, ответственных уже поймали и казнили, но не предали это огласке.
И это не решит проблем Эр-Рияда и шиитского меньшинства в стране, потому что шииты проживают в нефтедобывающих районах страны, живут там общинами уже на протяжении столетий. Депортировать их саудиты не могут, как не могут и устроить геноцид — их остановит жесткая реакция международного сообщества, и к тому же начнется гражданская война.
Саудовское руководство получает усиление протестных настроений в стране. Они подарили шиитам в королевстве и шиитам всего ближневосточного региона очередного мученика, совершенно забыв о том, что институт мученичества — это невероятно мощный по своему воздействию на умы институт. Мученики для шиизма — это привычное явление, это как Санта-Клаус для западной цивилизации. К Новому году шиитам подарили нового мученика, ради которого не страшно и умереть.
[:image:]
— То есть война действительно может начаться?
— Саудовские силы безопасности эффективны против небольших групп, и желательно групп безоружных людей, которые не сопротивляются при задержании. Стоит саудитам столкнуться с какой-то серьезной угрозой, они несут колоссальные потери. Их спецназ в своей профессиональной области полные дилетанты. Если речь идет о борьбе с массовым подпольем, то военные бесполезны. А вводить военное положение в нефтедобывающих странах — это подарок России. Вводить режим ЧП в шиитских провинциях, которые являются основными нефтедобывающими регионами страны, никогда не будут, иначе сразу взлетит цена на нефть.
Саудовской Аравии придется балансировать между маленькими рейдами полицейского спецназа, которые не всегда будут эффективны, и большими инвестициями в благосостояние шиитской верхушки. Саудиты побеждают не своим оружием — их настоящее оружие называется нефтедоллары. С ними у Саудовской Аравии проблема. Она в этот год вступает с дефицитом бюджета, а не с профицитом, как это было все годы до этого. Смогут ли они найти средства, чтобы купить лояльность местных шиитов, — это другой вопрос.
— А может ли перерасти в войну столкновение между Саудовской Аравией и Ираном?
— Сейчас главная интрига — перейдет ли Иран к более активным действиям, будет ли он провоцировать, в свою очередь, саудитов на развязывание полномасштабной саудовско-иранской войны. Я лично полагаю, что до этого не дойдет, что все остановится на уровне громких акций, отзыва послов.
Возможно, иранцы какой-нибудь там фильм снимут про бесчинства и про саудовский двор. Саудиты очень обижаются на кино. У саудовской королевской семьи, с учетом огромного количества членов этой правящей семьи, есть просто склады скелетов, и если снять о них фильм, то получится жуткая мыльная опера, которая способна серьезно подпортить имидж саудитов. Но я думаю, что за красную черту, то есть начало реальных провокаций, нацеленных на обострение обстановки, чтобы спровоцировать саудитов на военные действия, на военную провокацию против Ирана, никто не пойдет. Я надеюсь, что американцы уже начали неофициальные консультации с королевским двором саудитов, чтобы убедить их прекратить нагнетание обстановки. Американцы будут также воздействовать и на Иран.
— То есть Иран развязывать войну не намерен?
— Тегерану это вообще не нужно. Тегеран ждет, пока с него окончательно снимут санкции в соответствии с ядерной сделкой. Но пар выпустить нужно. Я рассчитываю, что пар будут выпускать громкими акциями: разрывом дипотношений, может быть, снимут пару-тройку агитационных фильмов. Саудиты, как обычно, запретят показ этих фильмов в западных странах, пригрозив разрывом отношений, как неоднократно уже делали. Постепенно вся эта ситуация будет сходить на нет, потому что в ней никто не заинтересован. Потому что если начнется война и в нее не вмешаются американцы, то саудиты проиграют. Да, у саудитов современная армия в плане оснащенности современным вооружением, но вояки они абсолютно никудышные. Особенно когда им придется противостоять профессионалам — таким, как иранцы, например.
[:image:]
Ирану война тоже не нужна, потому что на стороне саудитов 100% вмешаются американцы, и Израиль подключится, и они раскатают Иран. И тогда мы получаем полномасштабный коллапс на Ближнем Востоке, — говорит Сергей Серегичев. — Но я думаю, никто до этого не будет доводить ситуацию.
— Вы полагаете, что Иран в войне однозначно окажется стороной проигравшей?
— Самая страшная «ядерная бомба» Ирана — это не ядерная бомба Ирана, это деньги. Мы знаем о том, что сотни миллионов иранских долларов находятся в замороженном состоянии, но мы также знаем о том, что сотни миллионов иранских долларов не обнаружены западными спецслужбами. И эти деньги могут в любой момент поступить на счета террористических организаций по всему миру в качестве ответной меры. Если Иран почувствует, что он проигрывает, это будет иранской «ядерной бомбой».
Масса организаций может устроить какой-нибудь полномасштабный теракт. Это Иран вполне может сделать, но это в крайнем случае. Я надеюсь, что до этого не дойдет, потому что первой жертвой станет Эр-Рияд. Сотни миллионов долларов будут в первую очередь потрачены на вооружение саудовских шиитов, которые начнут там активную кампанию вооруженного неповиновения. Им достаточно просто уничтожать объекты нефтяной инфраструктуры. И тогда там будет полный кошмар.
Я надеюсь, что все закончится просто политической риторикой. Еще пару недель будут гневные высказывания с обеих сторон, возможно, присоединятся третьи стороны. Америка выступит в роли кота Леопольда — попытается всех примирить. Постепенно все начнут успокаиваться. Но реальных боевых действий не будет вестись, потому что иначе это будет означать коллапс всего ближневосточного региона, — подытожил Сергей Серегичев в беседе с корреспондентом Sobesednik.ru.
[:wsame:][:wsame:]