Никита Смагин: Саудиты против Ирана и конец гегемонии США
Обозреватель Sobesednik.ru объясняет, почему Саудовская Аравия не слышит предостережений США и чем это может закончится
Обозреватель Sobesednik.ru объясняет, почему Саудовская Аравия не слышит предостережений США и чем это может закончится.
Конфликт, разразившийся между Ираном и Саудовской Аравией в первых числах января, стал первым громким международным событием нового 2016 года. Казнь саудовскими властями известного шиитского проповедника Нимра ан-Нимра спровоцировала волнения в Тегеране, где толпа ворвалась на территорию посольства Саудовской Аравии. После этого Эр-Рияд, а затем и власти Бахрейна объявили о разрыве дипломатических отношений с Ираном.
Любопытно, что сразу после казни шиитского проповедника власти США и стран Западной Европы выразили осуждение этому инциденту. Так, руководитель пресс-службы Госдепартамента США Джон Кирби заявил об обеспокоенности Вашингтона тем, что «казнь известного шиитского проповедника и политического активиста Нимры ан-Нимра создает риски обострения межконфессиональной напряженности именно тогда, когда ее необходимо снизить».
Несмотря на столь однозначные по меркам дипломатии сигналы, Саудовская Аравия идет на решительные действия по разрыву отношений с Ираном. Иными словами, ни о каком снижении напряженности речи нет. Более того, Эр-Рияд заявляет: «Саудовскую Аравию не интересует, что ее действия могут разозлить Белый дом».
Разумеется, из этого не стоит делать вывод, что союзническим отношениям американцев и саудитов пришел конец. Тем не менее действия и заявления Эр-Рияда в свете множества других знаменательных событий недавнего времени дают нам некоторое представление о серьезных изменениях, наметившихся в политической конструкции Ближнего Востока.
В последние десятилетия Соединенные Штаты встраивали свою ближневосточную политику, опираясь в первую очередь на своих ключевых союзников в регионе: Израиль, Саудовскую Аравию и Турцию. До недавнего времени эта конструкция выглядела относительно монолитной. Однако в 2015 году Турция начала регулярно портить настроение Государственному департаменту США своими самостоятельными действиями. Сначала турецкая армия нанесла авиаудары по сирийским курдам в тот момент, когда Вашингтон оружием и действиями военно-воздушных сил помогал им в борьбе с «Исламским государством» (ИГ) [деятельность признана экстремистской, запрещена на территории РФ решением суда]. Затем случился инцидент со сбитым российским бомбардировщиком, санкцию на который Вашингтон явно не давал. Кроме того, еще до заявления Москвы о нефтяном бизнесе Эрдогана США аккуратно, но решительно советовали Турции «навести порядок» на границе с Ираком и Сирией. Однако Анкара на это не отреагировала. Иными словами, Турция в 2015 году вела невиданную до этого самостоятельную игру на Ближнем Востоке.
2016 год начинается с самовольства Эр-Рияда, что вместе с турецкими действиями представляется весьма симптоматичным. США уже не контролируют своих союзников так, как это было ранее. Проблема здесь в том, что нынешняя позиция Вашингтона не обеспечивает Турции и Саудовской Аравии реализацию или защиту их политических интересов в регионе. По сути, американской помощи этим странам было вполне достаточно до тех пор, пока на Ближнем Востоке не начались титанические изменения, старт которым положила «арабская весна». Сегодня обстановка радикально меняется, и повестка Анкары и Эр-Рияда уже серьезно расходится с желаниями Соединенных Штатов.
Более того — явная неспособность единственной ныне сверхдержавы решать прогрессирующие кризисы в Ираке, Афганистане, Ливии и Сирии серьезно подрывает прежнюю веру в мощь американской политики. В этой связи местные игроки считают себя вправе самостоятельно применять силу и идти на радикальные меры. Гегемония США рушится на глазах вместе с мифом об их непобедимости. Вот только самому Ближнему Востоку от этого только хуже. Если в течение последних двух десятилетий действовать без оглядки на мнение других игроков могли себе позволить только Соединенные Штаты, то сегодня проводить независимую и рискованную игру начинают страны, ранее строго следовавшие в фарватере политики сильных мира сего.
Одним из ключевых выводов значительной части мировых экспертов в отношении 2015 года был тезис о том, что прежний порядок глобального доминирования США постепенно подходит к концу и теперь мы входим в переходный период. Контуры нового мироустройства видны пока очень смутно, зато хорошо проглядываются реалии ситуации на Ближнем Востоке во время переходного периода. Когда все, кто имеет хоть какой-то политический вес, начинают тянуть одеяло в свою сторону, ожидать можно только одного — разорванного в клочья одеяла.
[:wsame:][:wsame:]