"Черная пятница" России и выводы из митинга врачей в Москве

Суть вопроса — истеричное потребление, подстёгиваемое мнимыми скидками — оказывается не важна, главное — в какой политической, идейной «обёртке» она продаётся

Фото: Замир Усманов / Russian Look

На днях я очень удивился, услышав по радио рекламу предновогодней распродажи. Акция называлась «Чёрная пятница» — совсем как американские распродажи на День благодарения, проходящие в эти же дни.

Возможно ли в период такого охлаждения отношений с Западом, когда всё иностранное воспринимается с подозрением, перенимать не самую хорошую (люди ежегодно получают увечья и даже погибают в давке) тамошнюю традицию?

Оказывается, возможно. Более того, российская «Чёрная пятница» — патриотическая «Чёрная пятница»: своими скидками магазины-участники акции как бы бросают вызов санкциям и падению национальной валюты. То есть суть вопроса — истеричное потребление, подстёгиваемое мнимыми скидками — оказывается не важна, главное — в какой политической, идейной «обёртке» она продаётся.

[:same:]

На прошедшем в воскресенье в Москве марше протеста против реформы здравоохранения таких «обёрток», точек зрения на происходящее было две. Первая: сокращение числа медработников и количества больниц — чисто московская инициатива, и бороться с ней надо локально, порицая конкретных чиновников и добиваясь их отставки.

Вторая: события в Москве — не искажение правильной и нужной идеи всероссийской реформы здравоохранения, не ошибка и не своеволие столичного руководства, а лишь часть общероссийской политики оптимизации социальной сферы.

На последующем митинге ораторов слушали не сказать чтобы внимательно. Собравшиеся — врачи и пациенты, учителя и профессоры — пересказывали друг другу свои печальные истории объявленных сокращений. Истории эти мало чем отличались от рассказываемых со сцены. Активисты различных политических лагерей тем временем переругивались через мегафоны, выясняя, кто же на самом деле защищает интересы трудящихся социальной сферы, а кто просто пытается примазаться к протесту.

[:rsame:]

Партийных флагов было много — пожалуй, не было мало-мальски известного политического или общественного движения, которое не прислало бы на митинг своих представителей (за исключением, конечно, «Единой России»). Были «системные» партии — от «Яблока» до «Справедливой России» и ЛДПР. Депутаты двух последних, как напомнила одна из выступавших, вообще-то голосовали в Мосгордуме за оптимизацию столичного здравоохранения вместе с «Единой Россией» и самовыдвиженцами (многие из которых главврачи).

Умеренная оппозиция предпочитала критиковать «плохих бояр», особенно налегая на вице-мэра Москвы Леонида Печатникова и главу столичного департамента образования Исаака Калину. Впрочем, обращённые против них кричалки в толпе практически не подхватывали. Радикалы — от анархистов и леваков до сторонников Навального и националистов — напротив подчёркивали в своей агитации: в столице лишь исполняют указания сверху и едва ли интерпретируют их превратно.

Со сцены об этом тоже заговаривали. Так, один из преподавателей московской школы «Интеллектуал», которую протестная общественность ранее смогла защитить от слияния с другой, напомнил: оптимизация больниц и школ, проведением которой в Москве недовольны собравшиеся, давным-давно широко шагает по всей остальной России.

[:same:]

По оценкам организаторов, в марше и митинге приняли участие 10 тысяч человек. Милиция насчитала 1,5 тысячи; независимая оценка — 5,6 тысяч. Пёстрый политический состав митингующих навёл вице-мэра Москвы Леонида Печатникова на мысль о том, что врачей на митинге и не было:

«Минимальное количество медиков, максимальное количество партий. Причём что любопытно, в этот раз все сошлись воедино: левые, правые, ЛГБТ-сообщества, националисты... Даже если бы собралось 500 человек, но это были бы одни медики, меня бы это, честно говоря, гораздо больше забеспокоило, чем тысяча человек, собранных по партийному принципу».

Бюджетников принято считать людьми традиционно лояльными. Тем неожиданнее единодушная поддержка политического по сути требования на минувшем митинге. Одно из двух: либо Леонид Печатников прав и за час стояния на Суворовской площади все врачи и учителя промёрзли и разошлись, так что остались только скованные партийной дисциплиной; либо недовольство тем, как планируется провести оптимизацию столичного здравоохранения, уже не готовы облекать в «обёртку» перегибов на местах даже традиционно лояльные бюджетники.

 

 

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика