Дмитрий Орешкин: Хвала Путину и неискренняя скромность
Осень. Пора подведения итогов, душевных откровений и бурных, продолжительных аплодисментов. Что скоро кто-то выкрикнет от души: «Есть Путин – есть Россия, нет Путина – нет России!» – было понятно довольно давно
Осень. Пора подведения итогов, душевных откровений и бурных, продолжительных аплодисментов. Что скоро кто-то выкрикнет от души: «Есть Путин – есть Россия, нет Путина – нет России!» – было понятно довольно давно.
[:same:]
Раньше других прорвало г-на Володина, но велика ли разница? Естественно, последовало опровержение – тоже по советскому ритуалу. С мягкой иронией критиковать отдельные несовершенства первого лица и сдерживать избыточные восторги дозволено лишь лично первому лицу. «Браво, браво. Ну что вы, право!» – отвечает скромняга Хасан Одноглазый на хоровой доклад сорока разбойников из известного советского фильма.
Аналогичный случай произошел с докладом «Минченко консалтинг» про Политбюро-2. Политбюро, сказано там, «остается ключевым институтом представительства элитных интересов» в России. Усилились позиции кремлевских силовиков (С. Иванова в частности), ослабли позиции внекремлевских Д. Медведева и С. Собянина. Опровержение (естественно, в стиле самоиронии) не заставило себя ждать. Совсем по другому поводу и как бы невзначай г-н Иванов заметил, что к элите себя не причисляет, что элиты у нас вообще нет и быть не может.
Скромность похвальная, но не вполне искренняя, ибо в теории политической элиты ею зовут круг лиц, принимающих ключевые государственные решения. Раз есть решения, значит, есть и элита. Однако изящный намек на то, что по достоинству это слово может относиться лишь к одному человеку в России, зачтен.
[:image:]
В условиях деградации публичной политики и ее замены на подковерную драку бульдогов влиятельность игроков определяется не электоральным весом, а близостью к телу. Соответственно деградирует и аналитика, сводясь к рассуждениям о том, кто ближе к первому лицу. Азиатское местничество, унаследованное Русью от Орды, где у великого хана было войско Правой руки (на пирах его предводитель занимал почетное место справа) и войско Левой руки. Шуйское, по-нашему.
Подобные доклады (их ноги, известное дело, растут из Кремля) не столько исследуют, сколько формируют политическую реальность. Нам мягко объясняют: отныне боярский род Иванова считается пересевшим (помните: «…и умер, Сицких пересев») род Медведева; а род Собянина якобы переведен из войска Правой руки в войско Левой…
Так ли это на самом деле, не слишком важно. Общий тренд застоя, изоляции и возврата к Азиопе очевиден, а каков статус того или иного бека или мурзы – вопрос частный.