Кому и почему выгодны шумиха и провокации о российской подлодке у берегов Швеции
Политолог Валерий Ачкасов считает, что распространять информацию о российской подлодке, которая якобы присутствует в территориальных водах Швеции, выгодно тому, кто не хочет стабилизации взаимоотношений между Россией и странами ЕС
Доктор политических наук, профессор кафедры международных политических процессов факультета политологии Санкт-петербургского государственного университета политолог Валерий Ачкасов считает, что распространять информацию о российской подлодке, которая якобы присутствует в территориальных водах Швеции, выгодно тому, кто не хочет стабилизации взаимоотношений между Россией и странами Европейского союза, а больше всего такого рода провокации действуют на ум обывателя:
«Шумиха о российской подлодке у берегов Швеции выгодна тому, кто хочет, чтобы напряжённость отношений между Россией и странами Европейского союза сохранилась. Особенно сейчас. Я смотрел интернет — особо информации об этом нет, говорят, что ищут сейчас российскую подводную лодку у Швеции. В принципе, это просто конфронтация, усиление напряжённости. Вроде наметилось потепление в отношениях, взаимопонимание, но тут кто-то "срубил" подобную провокацию для того, чтобы западный обыватель, если он вдруг занял какую-нибудь положительную позицию по отношению к России, утратил её окончательно», — прокомментировал сведения о появлении российской подлодки у берегов Швеции Валерий Ачкасов.
19 октября ВМС Швеции сообщали, что в своих территориальных водах ищут подводную лодку. Представители Швеции посчитали, что это российская подлодка, так как локационные станции зафиксировали радиопередачи, которые используют в экстремальных ситуациях обычно российские ВМС.
20 октября во время пресс-конференции вооружённых сил Швеции контр-адмиралу страны показали фотографии, которые якобы подтверждают присутствие иностранной подлодки в Балтийском море у берегов Швеции. Автор снимка рассказал, что видел, как объект погрузился в волны. Тем не менее, эту информацию шведские военные никак комментировать не стали.
В то же время официальный представитель Министерства обороны Российской Федерации опроверг предположения своих коллег из Швеции: «Подводные лодки ВМФ России, как и надводные корабли, выполняют задачи в акваториях Мирового океана в соответствии с планом. Никаких нештатных и, тем более, аварийных ситуаций с российскими военными кораблями не было и нет».
Валерий Ачкасов считает, что сейчас из-за того, что кому-то выгодно продолжение конфликта и напряжённости, простой человек будет чувствовать «опасность, исходящую от «агрессивной России»: «Зарождается то, что было в период холодной войны между Западом и Россией. Или, скажем, между двумя блоками — Варшавским договором и НАТО».
[:image:]
По мнению политолога, на политиков подобные заявления никак не повлияют, потому что они владеют бóльшей информацией о том, что происходит в мире. Однако несмотря на заявления Министерства обороны РФ о том, что российской подводной лодки у берегов Швеции нет и не было, образ России в глазах обычного человека всё же ухудшится, полагает Ачкасов: «Я не думаю, что будут какие-то действия по поводу истории о российской подлодке у берегов Швеции. Дальше опровержений официальных лиц никуда не пойдёт. Но обыватель-то, естественно, воспримет это как ещё одно подтверждение того, что Россия вновь с имперскими амбициями, что Россия экспансирует, что она агрессивна и опасна. То есть это воздействие на массовое сознание прежде всего».
Добавим, что подобные случаи с подводными лодками не редкость. Например, в августе официальный представитель Министерства обороны России рассказал, что в противолодочные силы Тихоокеанского флота пресекли деятельность подводной лодки в приграничных водах Японского моря: «Мы вынуждены адекватно реагировать на все происки и провокации в воздушной, надводной и подводной сфере на востоке страны», — рассказал представитель военного министерства, добавив, что, по предварительным данным, была обнаружена японская дизель-электрическая подводная лодка типа «Оясио».
Валерий Ачкасов заметил, что в любых конфликтах всегда виновны обе стороны, «как в межличностных, как в межгосударственных, так и в межблоковых».
«Конфликт — всегда заслуга всех участвующих сторон. И та, и другая виноваты в эскалации конфликта. В большей или меньшей степени, но обе стороны», — резюмировал политолог.