"Это не давление, но предупреждение о наказании за недобросовестность", – Александр Брод
Александр Брод уверен, что действия «Газпрома», который объявил о сокращении транзита газа через Словакию, которая делает реверсные поставки на Украины при объявленном 16 сентября долге «Нафтогаза» в 5,3 миллиарда долларов – естественная реакция России на чужую недобросовестность
Член СПЧ при президенте РФ, политик и общественный деятель Александр Брод уверен, что действия «Газпрома», который объявил о сокращении транзита газа через Словакию, которая делает реверсные поставки на Украины при объявленном 16 сентября долге «Нафтогаза» в 5,3 миллиарда долларов – естественная реакция России на чужую недобросовестность.
«Было заявление от главы "Газпрома" несколько месяцев назад, когда велись болезненные переговоры о поставках газа на Украину. Он говорил о том, что, во-первых, сохраняется долг Украины за уже поставленный газ, во-вторых, "Газпром" не является сторонников этих реверсных поставок, поскольку получается так, что тот газ, который поставляется европейским странам, идёт обходными путями должнику, то есть, Украине, которая не выполняет свои обязательства перед "Газпромом"», - напоминает Александр Брод, говоря о сокращении поставок российского газа через Словакию.
В середине сентября, по данным словацкого газотранспортного оператора Eustream, «Газпром» сократил транзит российского газа через Украину и Словакию на 17%, то есть на 49,6 миллионов кубометров, в связи с тем, что Словакия стала одним из крупнейших поставщиков реверсного газа на Украину. При этом согласно пресс-релизу, который 16 сентября распространил сам «Газпром», долг «Нафтогаза Украины» перед компанией составляет 5,3 миллиарда долларов.
«Получается, что европейские страны вместо того, чтобы содействовать выполнению обязательств, призвать Украину к тому, чтобы она была добросовестным плательщиком, фактически берут её на поруки и таким образом поощряют невыполнение ей контракта, поставляя газ обходными путями. Поэтому нынешние действия "Газпрома" – естественная реакция на недобросовестные операции европейских стран, которые всё-таки начали эти реверсные поставки, несмотря на предупреждения. То есть нынешнее действия "Газпрома" - своего рода предупреждение европейским странам, которые, несмотря на сигналы от "Газпрома" тем не менее начали эти реверсные поставки», - считает Александр Брод.
При этом наш собеседник уверен, что ограничительные меры в отношении Словакии нельзя воспринимать как давление «Газпрома» на Европу с целью прекращения реверсных поставок своему должнику, то есть Украине: «Я бы не называл это так, это не давление. Но это предупреждение о возможном наказании за недобросовестность и это принуждение своего рода к выполнению своих обязательств и призыв пересмотреть своё отношение к заявлениям "Газпрома"».
Примечательно, что на дефицит поставок жаловалась и польская компания PGNiG, которая недавно, в связи с сокращением газа, решила на время (на какое именно - неизвестно) прекратить реверсное снабжение газом Украины. Однако представители словацкой стороны сейчас просто говорят о сокращении поставок российского топлива, но не ведут речи о прекращении реверсных поставок на Украину.
Александр Брод считает, что впоследствии мера «Газпрома» возымеет свой успех и европейские коллеги будут следовать обязательствам, которые прописаны в контракте: «Поскольку ограничение поставок – достаточно болезненная мера для потребителей газа в европейских странах, я думаю, что это будет побуждением и к руководителям газовой отрасли европейских стран и к власти этих стран всё-таки вернуться к выполнению обязательств перед "Газпромом" и прекращению реверсных поставок».