Евгений Ясин: Деньги прячутся на Западе, несмотря на санкции и вред российской экономике

Аналитики сообщают: наши компании распродают свои зарубежные активы. Объем таких сделок с начала года составил $7,63 млрд $ – это в 1,4 раза больше, чем за весь прошлый год

Фото: Russian Look

Аналитики сообщают: количество сделок иностранных инвесторов с российскими активами увеличилось. Иными словами, наши компании распродают свои зарубежные активы. Объем таких сделок с начала года составил $7,63 млрд – это в 1,4 раза больше, чем за весь прошлый год ($5,35 млрд). По мнению многих экспертов, эта тенденция – прямое следствие западных санкций.

На мой взгляд, санкции, конечно, повлияли, но не только они. Заметьте, эта тенденция наметилась еще до украинских событий (они ее лишь усилили). Думаю, прежде всего она связана с той консервативной линией, которая наметилась в политике и экономике России еще в прошлом году. Да и ставка на деофшоризацию началась задолго до украинского кризиса.

Сначала избавиться от всех зарубежных активов должны были чиновники. Но, поскольку мы привыкли все приказы власти толковать расширительно, забеспокоились и бизнесмены. Одна их часть начала все возвращать в Россию, другая, наоборот – искать пути, как спрятать вырученные от продажи деньги на Западе.

Все это сильно снижает степень финансирования российской экономики, что сказывается на ней весьма неблагоприятно.

Кстати, в последнее время проявилась и другая тенденция: граждане забирают свои сбережения из коммерческих банков и несут их в государственные. Только стараются уже положить суммы, превышающие 1 млн рублей (несмотря на то, что это больше застрахованной государством суммы) – так как более-менее сопоставимые с коммерческими банками проценты по депозитам в госбанках начинаются лишь с крупных сумм.

Уверен, что часть денег мелкого и среднего бизнеса, вырученных от продаж иностранных активов, также окажется среди этих средств. Бизнес, конечно, на словах выражает поддержку всем начинаниям власти, но дела-то показывают иное – инвестиции не растут, значит, бизнес не видит гарантий своего существования.

Но среди тех, кто распродает зарубежные активы, есть и крупные компании. Они вряд ли выводят деньги на личные счета. Думаю, они рассчитывают на государственно-частное партнерство. С одной стороны, это дает им надежду, что удастся сохранить капитал. С другой – что за счет госинвестиций удастся еще и прикрыться. Хотя, как только появляются госинвестиции, они становятся открытыми для контроля. Это существенный момент для властных структур и не слишком приятный для бизнеса.

Что же касается власти, то она все эти процессы вполне может воспринимать как поддержку своих инициатив.

[:image:]

 

 

 

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика