Повлияют ли сложные российско-американские отношения на итоги Оскара-2014
Похоже, Российский оскаровский комитет, наученный горьким опытом прошлых лет, решил одуматься: в этом году от России планируют выставить Андрея Звягинцева и его «Левиафана»
Похоже, Российский оскаровский комитет, наученный горьким опытом прошлых лет, когда выдвигаемые от нашей страны фильмы намертво застревали в лонг-листах премии, решил одуматься. И сменить концепцию. Вместо военных драм, которыми последние года три закидывали американских киноакадемиков, в этом году планируют отправить Андрея Звягинцева и его «Левиафана» – авторскую интерпретацию библейской истории.
Пока «Левиафан» – претендент на отправку на «Оскара» номер один. Но картина Звягинцева будет в фаворитах ровно до тех пор, пока в эту гонку не решит включиться... Андрей Кончаловский с «Белыми ночами почтальона Алексея Тряпицына». Дело в том, что этот фильм в сентябре будет участвовать в конкурсе Венецианского фестиваля. Если (ну мало ли) картина получит «Золотого льва» (или приз в другой престижной номинации), можно будет по-быстрому устроить недельный прокат в России – и вперед, к покорению американских вершин. К тому же аналогичная ситуация уже случалась. В 2002 году бороться за «Оскара» от нашей страны едва не уехал Александр Рогожкин с «Кукушкой», но в итоге выдвинули того же Кончаловского с «Домом дураков», получившего накануне приз в Венеции.
Но вернемся к реальному претенденту. «Левиафан» прогремел в Каннах, получив приз за лучший сценарий, но все же, по мнению киноэкспертов, был недооценен. Как сказал «Собеседнику» киновед Леонид Павлючик, «обиженных в Каннах очень любят награждать оскаровской статуэткой». Например, фильм «Артист», получивший пять «Оскаров» (включая главный), в Каннах отметили только за мужскую роль. И не снискавшие лавров на Лазурном берегу михалковские «Утомленные солнцем» тоже заработали заветную статуэтку в Америке.
По мнению Павлючика, сложные российско-американские отношения не должны отрицательно повлиять на оценку киноакадемиками нашего фильма. «Левиафан» содержит критический пафос по отношению к современной российской действительности. Фильм Кончаловского, снятый в документальной стилистике, судя по всему, тоже: если снимать российскую действительность под документ, как говорит Павлючик, то для восторгов места не найдется.
Так что, если предположение оправдается и Кончаловский действительно захочет побороться за «Оскара», Российский оскаровский комитет будет чесать в затылке и судорожно соображать, кто сильнее – «Алексей Тряпицын» или «Левиафан».