"Замалчивание" лауреата Канн и новый скандал Шнурова: первые итоги "антиматерного" закона
Российский прокат фильма Андрея Звягинцева «Левиафан» оказался под угрозой из-за «антиматерного» закона
Лента Андрея Звягинцева «Левиафан», получившая приз на фестивале в Каннах за лучший сценарий, рискует обойти стороной российского зрителя, поскольку недавно принятый закон запрещает выдачу прокатных удостоверений фильмам, содержащим нецензурную лексику. По мнению продюсера «Левиафана» Александра Роднянского, мат был необходим режиссеру для создания образов и характеров: «Я с Андреем на первом этапе говорил, нужна ли ему ненормативная лексика, и он меня убедил до такой степени, что сейчас я защищаю ее необходимость в "Левиафане", потому что это там важно», — заявил продюсер, при этом подчеркнув свое негативное отношение к мату вообще.
В апреле Госдумой в третьем чтении был принят закон, запрещающий использование ненормативной лексики в искусстве. В мае закон подписал президент страны. Нарушителям грозят крупные денежные штрафы, а также недопущение фильма в прокат. По данным «Независимой газеты», закон создал серьезную помеху для режиссеров, чьи фильмы готовы, но еще не вышли в прокат: кто-то заранее снял «безматерные» дубли и теперь вынужден собирать фильм заново, кому-то приходится переозвучивать фильм, кто позволил себе просто запикивать матерные слова.
Между тем известный своим эпатажным творчеством лидер группы «Ленинград» Сергей Шнуров также выразил решительный протест против закона, поскольку мат является важным элементом его песен. На одном из концертов, проходивших 5–6 июня в Москве, по окончании песни «Любит наш народ» Шнуров и вокалистка «Ленинграда» Алиса Вокс-Бурмистрова разделись догола. Артист пригрозил в случае окончательного запрещения мата устроить на сцене акт совокупления.