Евгений Ясин: Санкции США означают признание нас противниками, как в холодной войне
Попытка президента Путина опереться на других партнеров, в частности страны БРИКС, на мой взгляд, адекватного ответа не получила. Создание второго Всемирного банка – это неплохо, но проект имеет пока очень маленькие ресурсы
Против России были введены новые санкции. На этот раз нельзя сказать, что это пустяк, даже при том условии, что приняты они только США (Европа осталась при более мягком варианте, впрочем, она расширила список ограничений после крушения малайзийского «Боинга»).
Принятые против России санкции заметно выходят за рамки ожиданий «второй фазы» (точечные запреты), они оказались близки «третьей фазе» (запреты по секторам рынка). Ведь наши крупные компании, которым теперь на Западе запрещено давать кредиты, в сущности, олицетворяют собой именно сектора рынка. А если они лишены возможности привлекать капиталы, значит, они лишены возможности развиваться.
Как следствие – это может больно ударить по российской экономике. Кроме того, наше положение в мировой экономике тут же заметно ухудшится.
Фактически эти санкции выглядят как официальное признание России противником (как во времена холодной войны): общаться можно, а вот в отношения с нашей страной вступать нежелательно. То есть мы теперь имеем совсем другой тип (класс) отношений с Западом. Все это не может хорошо сказаться на развитии нашей страны.
Попытка президента Путина опереться на других партнеров, в частности страны БРИКС, на мой взгляд, адекватного ответа не получила. Создание второго Всемирного банка – это неплохо, но это очень долгосрочный проект, имеющий пока очень маленькие ресурсы.
Кроме того, в новом раскладе есть и еще один момент. Все страны БРИКС относятся к разным цивилизациям. И это создает новую трудность. Если проанализировать мировую историю, мы обнаружим такую закономерность.
До определенного времени все значимые экономические отношения происходили между европейскими державами. Остальные страны были либо колониями, либо не играли большой роли в мировой экономике. Потом ситуация изменилась – появилось два пула. Во главе одного стояли США, во главе другого – СССР. Когда СССР не стало, США вышли на первый план.
Но какие бы разногласия между нами ни были, мы относимся к одному типу – европейскому, у нас была возможность договориться и понять друг друга.
А сейчас в мировой экономике подросли и выходят в список лидеров многонаселенные страны, принадлежащие к иным цивилизациям. Строить отношения между представителями разных цивилизаций неимоверно труднее.
Павел Медведев: Санкции США и ЕС - это последний гвоздь в гроб российской экономики