Почему Алексей Навальный и Дженнифер Псаки бесценны для российской информационной войны
Ещё полгода назад новость «Навальному светит срок за подаренную ему на день рождения картину» воспринималась бы как юмористического свойства фальшивка, но теперь жизнь бежит с абсурдом наперегонки
Об Алексее Навальном у его ненавистников существует два мнения (частично пересекающихся): что он вор и что он наймит Госдепа. Если второе правда, то у Госдепа в последнее время дела на российском невидимом фронте совсем плохи: его официальный представитель Джен Псаки уже который день находится под огнём критики отечественных СМИ за свои неловкие заявления.
Заммэра Москвы Максим Ликсутов собирается отсудить у Алексея Навального и Георгия Албурова, коллеги Навального в «Фонде по борьбе с коррупцией», полтора миллиона рублей за серию скандальных расследований, согласно которым у заммэра есть незадекларированные зарубежные активы. Любопытно, что ранее оба антикоррупционера оказались замешаны в другом уголовном скандале — о краже картины владимирского художника Сергея Сотова, которая затем всплыла на дне рождения Навального в качестве подарка.
Ещё полгода назад новости «Ликсутов хочет отсудить у Навального 1,5 миллиона рублей» и «Навальному светит срок за подаренную ему на день рождения картину» воспринимались бы однозначно: как юмористического свойства фальшивки, на которых давно набили руку несколько развлекательных сайтов Рунета. Ну, как не увидеть здесь повод для шутки и не довести до абсурда избирательную строгость российского правосудия, сполна испытанную блогером-антикоррупционером? Однако теперь жизнь бежит с абсурдом наперегонки, и шутить уже не приходится: делом занимается следователь по особо важным делам, а оппозиционному политику, и без того условно осуждённому по делу «Кировлеса» и сидящему под домашним арестом по делу «Ив Роше», всерьёз светит обвинение в скупке краденого.
Сам художник похищением своего полотна «Плохой и хороший человек» возмущён — по крайней мере, если верить сюжету телеканала НТВ. Если же посмотреть полную, не монтированную версию интервью Сергея Сотова, то окажется, что он давно привык и к популярности своих оригинальных картин, и к тому, что их воспринимают как ничейные и регулярно тырят с непрерывной экспозиции на заборе художника.
[:image:]
Не станем спорить с коллегой Смагиным и не возьмёмся предугадывать итоги следствия и возможного судебного процесса. Отметим только, что во время процесса «Кировлеса» соратники Навального выложили материалы уголовного дела в открытый доступ — мол, судите сами, доказана ли здесь вина обвиняемого. Как же теперь всерьёз продемонстрировать абсурдность нынешнего «особо важного дела»? Как доказать, что художника, подумай он обратиться в полицию с заявлением, послали бы с таким «глухарём» далеко и надолго, будь на месте Навального кто-нибудь другой? Разве что сравнивать с «похищением века» — легендой о том, как Владимир Путин взял посмотреть и не отдал перстень Супербоула...
Насколько нужно быть предвзятым к Навальному, чтобы в истории с картиной Сергея Сотова видеть повод повторять вслед за героем известного фильма «Тебя посодют, а ты не воруй»? Вопрос не из сложных — пример под рукой...
В последний раз Псаки досталось, когда она назвала беженцев с юго-востока Украины, укрывшихся в Ростовской области, «туристами», которые приехали туда «подышать горным воздухом». Вернее, российские государственные СМИ одно за другим растиражировали сообщение об этом заявлении. Потом, правда, оказалось, что это враньё и что ничего подобного Псаки не говорила, а сообщения Associated Press, на которое ссылались россияне, никогда не существовало в природе. Более того — «Российскую газету» поймал на вранье тот самый репортёр Мэтт Ли, разделывающий Псаки под орех в большинстве роликов, которые так смакует «Россия сегодня».
Надо ли говорить, что отношение к оплошностям что Навального, что Псаки зависит не от масштаба их прегрешений и даже не от того, имели ли они место в действительности? Просто и Навальный, и Псаки — лучшие враги с точки зрения отечественных бойцов «информационной войны» и особенно бессовестного вранья. Джен Псаки, похоже, и впрямь не слишком компетентна как пресс-секретарь внешнеполитического ведомства страны, претендующей на мировое лидерство, но, как говорится, «не путайте меня — я и сам запутаюсь». Если бы Псаки не было на свете, её стоило бы придумать. Что же до новых сенсационных расследований об Алексее Навальном, то Следственный комитет напрасно игнорирует очень ценного свидетеля из Краснодара, давно ставшего звездой Рунета со своими разоблачениями. Мне кажется, этого человека стоит сегодня же включить в программу защиты свидетелей — он слишком много знает.