Почему Евромайдан всесторонне опасен для России
Бурный поток украинских событий продолжает нестись навстречу будущему. Совсем не понятно, куда он вынесет «братскую страну» и вернется ли в мирное русло, а резкие повороты в этом течении нам, похоже, предстоит наблюдать еще не раз
Бурный поток украинских событий продолжает нестись навстречу будущему. Совсем не понятно, куда он вынесет «братскую страну» и вернется ли в мирное русло, а резкие повороты в этом течении нам, похоже, предстоит наблюдать еще не раз.
С начала массовых протестов люди, следящие за положением дел, могли услышать огромное количество версий и предположений о происходящем. Несомненно, многие задумывались и о том, как протесты, местами переходящие в открытое насилие, могут повлиять на процессы в других странах и особенно в нашей державе. С моей точки зрения, позитивные последствия представляются маловероятными, в то время как негативные уже стоят на пороге и не могут не волновать.
Начнем с того, что на Украине мы можем потерять деньги. Во-первых, к украинцам и через Украину идет наш газ. Нестабильность влияет напрямую на платежеспособность жителей страны, а значит, и на то, смогут ли они расплачиваться за поставки. Да и откровенный бардак может привести к угрозе нашему транзиту, а неожиданная смена элит — к смене владельцев украинских компаний, которые этим транзитом занимаются, а новые хозяева старых договоренностей могут и не признать. Кроме того, не забывайте, что мы предоставили Украине солидный кредит. Несмотря на то, что договор предполагает возврат этих денег уже к концу 2015 года, возвращать их Украине может быть просто нечем. А учитывая тот факт, что в отечественной экономике все обстоит далеко не так радужно, как 5-10 лет назад, эти средства могут еще аукнуться нашим гражданам. Да и в случае введения чрезвычайного положения Украина, считай, автоматически отказывается от всех прошлых обязательств.
Но деньги — это не самое страшное. Гораздо опаснее тяжелый, гнетущий психологический эффект от горящих автобусов и жестких схваток с милицией. Люди напуганы. Украина близкая и родная, поэтому все эти события автоматически проецируются в головах сограждан на улицы российских городов. Страх — движущая сила крайнего консерватизма, который так любят представители нашей власти. Под соусом банальных, но в то же время убедительных лозунгов («Вы что, хотите, как у них?») могут продвигаться реакционные законы, которые население с радостью одобрит — мы ведь не хотим беспорядков в центре Москвы! А каждого смутьяна и недовольного — дубинкой по голове, и в автозак — под аплодисменты толпы.
Вы думаете, я фантазирую? Геннадий Зюганов уже предложил изменить избирательное законодательство, а 22 января Государственная дума без лишнего шума приняла закон об ужесточении наказания за экстремизм. Вы об этом не слышали? Неудивительно — вся новостная лента была переполнена всё новыми сенсациями из Украины. Но то ли еще будет.
Не сулит успехов Евромайдан и на внешнеполитическом фронте. Значительная часть Украины и так была не сильно прорусская, а теперь вообще видит в России врага № 1. При следующем повороте политики внутри страны прозападные лидеры или националисты «незалежной» под давлением толпы постараются увести страну от влияния большого соседа. А всё ведь можно испортить и еще больше: недавно наши казаки выразили готовность вмешаться и «помочь» братьям по вере. Несложно представить, чем может обернуться такая помощь. Если Россия напрямую влезет в ситуацию на Украине, эскалации ненависти нам не избежать.
Наблюдая по телевидению репортажи с места событий, читая последние новости из разгоряченного Киева в Интернете и успокаивающе поговаривая «слава Богу, у нас такого нет», мы забываем, что близость наших народов сказывается не только на экономических связях и льготных ценах на газ. И поверьте, я был бы очень рад, если бы все, что изложено в этой колонке, оказалось лишь больной фантазией, вызванной стрессом от увиденного в украинских роликах на Youtube.