Как Россия заставит Украину ненавидеть своё будущее
Последние события в Киеве — ответ оппозиции на действия украинской власти, как будто подтверждающие: пытаясь покончить с проблемой Евромайдана, официальный Киев присматривается к методам, которые используются для подавления оппозиции в России
Последние события в Киеве — ответ оппозиции на действия украинской власти, как будто подтверждающие то, о чём не раз говорили некоторые «горячие головы»: пытаясь покончить с проблемой Евромайдана, официальный Киев присматривается к методам, которые используются для подавления оппозиции в России.
Речь о том, что в четверг, 16 января, Верховная рада Украины скопом и второпях приняла 11 законов, новшества которых давно знакомы россиянам — они как под копирку срисованы с давешних российских законов. Введение в законодательство понятия «экстремистская деятельность». Ужесточение наказаний за клевету и «незаконный сбор, хранение, использование, уничтожение, распространение конфиденциальной информации» о милиционерах и судьях. Разрешение досудебной цензуры в Интернете. Появление термина «иностранный агент». Расширение списка оснований, по которым можно запрещать митинги. Это далеко не полный, но уже впечатляющий список новшеств, подаренных украинскими депутатами своему народу.
Украина превращается в «Россию» так же стремительно, как Россия превращается в «Белоруссию». Многие политические комментаторы давно уже сравнивают роль, которую может сыграть Виктор Янукович в новейшей истории Украины, с ролью, которая уже принадлежит Владимиру Путину в истории постсоветской России. Однако нынешние действия украинской власти рождают совсем другие ассоциации — не с Путиным, а с Ельциным.
Украинская исполнительная власть сегодня точно так же, как российский президент в 1993 году, столкнулась с недовольством выбранным ею курсом. Речь идёт о выборе достаточно фундаментальном, в некотором смысле — о выборе между европейским будущим и реставрацией Советского Союза. Так же, как когда-то Ельцин, Янукович отчаялся прийти к компромиссу с оппозицией (а вернее — так же не сумел безапелляционно навязать ей свою точку зрения). Более того, оппозиция продемонстрировала, что не намерена уступать, несмотря на угрозы применения грубой силы, и будет добиваться ответственности президента перед народом.
В ответ власти — что сейчас в Киеве, что два десятка лет назад в Москве — решили в обход установленных процедур изменить законодательство, чтобы укрепить свою власть и выбить почву из-под ног у своих противников. В 1993-м знаменитый указ Ельцина № 1400 противоречил тогдашней Конституции. В 2014-м пакет запретительных законов Верховная рада Украины приняла в обход положенной процедуры — без обсуждения и голосуя поднятием рук, так как протестующие заблокировали президиум.
Но несмотря на неоднократный разгон «Евромайдана» и прочие силовые акции, несмотря на использование полицией минувшей ночью резиновых пуль, а демонстрантами — «коктейлей Молотова», события в Киеве ещё, к счастью, не достигли такого накала, какой имело в 93-м противостояние Ельцина и Верховного Совета. Напомним, тогдашняя кровавая развязка позволила Борису Ельцину остаться у власти и продолжать реализацию условного «западного выбора» России при политической поддержке Европы и США. Однако в итоге этот самый «западный выбор» абсолютно дискредитирован в глазах, пожалуй, большинства россиян, которым пришлось пройти через нищету и социальные катаклизмы.
В политике, конечно, не существует ничего безусловного. Люди, которые подходят к политической борьбе не прагматически, а идеалистически, иногда получают славу моральных авторитетов — но почти никогда не запоминаются как великие политические деятели. Попробуем поэтому и мы подойти к ситуации прагматически и не быть при этом близорукими.
Сейчас Янукович — номинальный союзник России. По крайней мере, в его поддержку уже вложено немало российских денег в виде баснословных кредитов. Чтобы эти вложения не были напрасными, Янукович, конечно, должен усидеть. По всей видимости, он и его сторонники намерены, как и Ельцин когда-то, удержаться у власти ценой репрессий. Даже если им это удастся, не следует думать, что украинцы забудут, какой ценой дался им этот пророссийский выбор, и не возненавидят его в итоге так же, как многие сегодня в России ненавидят Запад. Не потому, что этот выбор плох — а потому, что насильно мил не будешь.
Пока, впрочем, российские политики такой дальновидности не проявляют. Это при том, что в условиях непримиримой реакции противников власти на новые законы, ужасточающие политический режим во много раз, молчание Москвы, столь заметное на фоне возмущения официальных Брюсселя и Вашингтона, — это несомненный знак одобрения.
Читайте также:
и другие новости по теме НОВЫЙ ВИТОК ЕВРОМАЙДАНА