Как Эдвард Сноуден подставил своих последователей
Эдварду Сноудену предложила руку и сердце Анна Чапман — российская шпионка, разоблачённая в США и высланная на родину несколько лет назад. Ситуация совсем уже отчётливо стала напоминать голливудский фильм — только отнюдь не шпионский
Эдварду Сноудену предложила руку и сердце Анна Чапман — российская шпионка, разоблачённая в США и высланная на родину несколько лет назад. Ситуация совсем уже отчётливо стала напоминать голливудский фильм — только отнюдь не шпионский.
В американских фильмах сцена травли главного героя заканчивается всегда одинаково. Бьют ли школьники щуплого соученика, лупят ли зэки главного героя триллера, выгоняют ли пилигримы кого-нибудь из своего города в XIX веке — концовка всегда одна: после того, как все уже плюнули герою в лицо, подходит кто-нибудь крошечный и незначительный — и плюёт как-то особенно гадко.
С Эдвардом Сноуденом происходит то же самое. Над его вынужденным заточением уже кто только не посмеялся — даже российский президент Владимир Путин пожурил. (Хотя неприязнь бывшего разведчика к «предателю» понять как раз можно — однако известнейший советский разведчик Михаил Любимов, к примеру, заявил в интервью «Собеседнику», что Сноуденом восхищается.) А теперь вот и Анна Чапман язвит. Кое-кто уже попытался даже заявить от имени Сноудена, что тот согласен; но в сущий фарс всё превратили журналисты российских СМИ, купившиеся на этот розыгрыш (подробнее читайте здесь).
Впрочем, а ну как Анна не шутит? Вдруг и в самом деле она увидела за очками Сноудена родственную душу «сбитого лётчика»? Может, и так, но тогда действительно опять получается шпионский боевик — что, впрочем, не отменяет некоторой мелодраматичности событий. Притом что сам Сноуден, запертый в аэропорту — это, понятное дело, фильм Стивена Спилберга «Терминал». Или франкоязычная его версия, кому как больше нравится...
Вот она где, настоящая рука Америки — не в фейсбуке и не в Интернете. Голливуд предоставил нам столько шаблонов для самых разных ситуаций, что нас уже ничто не способно удивить — всё это мы уже видели, только спецэффекты на экране были покруче. Эдвард Сноуден был наивный мечтатель о том, чтобы ни одна страна мира, пусть даже его родная, не могла безнаказанно шпионить за другими, и уж тем более за собственными гражданами. Теперь он остался один — потому что успешными планы таких мечтателей оказываются только в фильмах, и то в половине.
В другой половине таких мечтателей убивают на первых же минутах, а остальные герои-шпионы два часа расхлёбывают ту кашу, которую такие сноудены успели заварить за рамками повествования. В первой же половине Сноудены выживают потому, что кроме идеи и мечты, имеют при себе ещё кое-какие секреты, интересные вражеским разведкам. Собственно, сюжет таких фильмов и строится на том, что они всё время ищут, кому бы эти секреты продать.
Сейчас со Сноуденом никто не хочет с ним связываться — ни одна страна не готова его приютить, потому что не хочет портить отношения с США. Недавняя история с тем, как во Франции (президент которой, кстати, громче остальных европейских лидеров бушевал из-за вскрывшейся прослушки) принудили к посадке самолёт президента Боливии (борт номер один!) из-за одного только подозрения, что на борту Сноуден, ясно даёт понять: спокойной жизни ему не дадут.
А всё из-за того лишь, что Сноуден не догадался стать настоящим предателем. Давным-давно он был бы уже свободен и жил на полном довольствии, под новым именем и с новой внешностью, если бы догадался прихватить с собой немного информации, которая заинтересовала бы китайские и российские спецслужбы. Теперь же, говорят эксперты, и те, и другие «прощупали» его, убедились, что он «пуст», и, скорее всего, в ближайшем времени «сольют» — с весьма туманными для Эдварда последствиями.
Парадоксальным образом поступок Сноудена ещё больше укрепил систему, в которой рядовые жители стран бесправны и беззащитны перед своими правительствами, каждое из которых ведёт свою игру и использует их в качестве пешек. Одним из элементов этой системы является правило «враг моего врага — мой друг». Сноуден в это правило встраиваться не захотел — и теперь поплатится, чтобы никому не повадно было поднимать шум, от которого людям в штатском по обе стороны океана одна морока, а пользы никакой. Хочешь навредить своей «Конторе» — вреди в наших интересах, а не в интересах открытого общества.
Будем рады, если для Сноудена всё закончится хорошо: всё же для нас, как для журналистов, главное — это право граждан знать, а не право спецслужб шпионить. Вот только жаль, что его последователи, сделав выводы из его горького опыта, наверняка теперь не забудут перед очередным разоблачением ещё и украсть парочку-другую ракетных кодов. Эдвард Сноуден хотел, чтобы мир стал честнее — а в итоге он стал циничнее. Но кто скажет, что в этом его вина?
Смотрите фотогалерею 5 неизвестных фактов об Эдварде Сноудене [ФОТО]
Читайте также:
Стало известно, во сколько обошлось России пребывание Эдварда Сноудена в Шереметьево
Почему скандал вокруг Эдварда Сноудена привел Путина в ярость и сделал Россию "сифаком"