29.12.2013

Главные причины провала реформы российского образования

Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов подвел итоги 2013 года, за который ведомство закрыло более 100 неэффективных вузов, опровергнув слухи о "черном списке", и объявил, что в 2014 году проверку ждет еще 119 учебных заведений. Мы нашли 5 причин, почему нынешние попытки сделать российское образование более качественным обречены на провал

Фото:

Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов подвел итоги 2013 года, за который ведомство закрыло более 100 неэффективных вузов (борьба с которыми является одной из главных мер по реформированию системы образования), опровергнув слухи о "черном списке", и объявил, что в 2014 году проверку ждет еще 119 учебных заведений. Мы нашли 5 причин, почему нынешние попытки сделать российское образование более качественным обречены на провал.

Проблема качества российского высшего образования неоднократно обсуждалась в правительстве и Государственной Думе. Различные программы по его реформированию идут практически непрерывно вот уже много лет, однако о положительных сдвигах не слышно даже от людей, настроенных оптимистично по отношению к сегодняшней власти. В ходе минувшего ежегодного послания президента к Федеральному собранию Владимир Путин снова затронул тему необходимости улучшения системы высшего образования.

Вопрос о перспективах развития российской образовательной системы мы обсудили с директором Института опережающих исследований имени Е. Л. Шифферса, доктором психологических наук Юрием Вячеславовичем Громыко. В ходе дискуссии были выявлены как минимум 5 проблемных моментов в сегодняшней государственной политике по реформированию этой области.

1. Лишение лицензий «неэффективных» вузов

Официальную позицию власти по этому вопросу вполне отражает высказывание Владимира Путина в ходе обращения к Федеральному Собранию: «сегодня как в столицах, так и в регионах много вузов, которые не отвечают современным требованиям. Считаю, что для обновления всей системы высшего образования нужно использовать потенциал лучших вузов, делегировав им право и полномочия по оценке качества образования». Отсюда вытекает меры по лишению лицензий «неэффективных» вузов.

- Данная практика «оптимизации бюджетов» не имеет никакого отношения к повышению качества образования, - считает Юрий Громыко.

По мнению ученого, слабые высшие учебные заведения необходимо не закрывать, а целенаправленно и планомерно развивать. В список «неэффективных» часто попадают такие образовательные учреждения, которые при должной работе по развитию могут стать ведущими центрами не только российского, но и мирового образования (РГУ, МАРХИ). Это происходит потому, что эффективность вузов оценивается по ряду формальных критериев, выработанных на основе западной системы составления рейтингов учебных заведений. Такое заимствование методов не может быть эффективным, поскольку, по мнению Громыко, вырвано из «социального контекста функционирования западных институтов науки и экономики»

2. Зарплатная политика

Поддержка уровня зарплат преподавателей в вузах на достойном уровне необходима, чтобы занятие любимым делом могло еще и прокормить. Однако меры, предпринимаемые для этого властями страны, вызывают определенные вопросы. 

Юрий Громыко замечает, что сегодня существует практика увеличения финансового довольства одним сотрудниками, за счет сокращения других, «неэффективных», преподавателей. Такой порядок вещей фактически является формой подкупа администрации преподавательского состава и способствует развитию в вузе системы «подсиживания и доносительства». 

- Поскольку распределяют зарплату ректора и администрация, а права общественности в виде учёных советов, научных советов «унасекомлены», возникает вертикаль чиновничьего произвола в управлении вузовской наукой и образованием, - утверждает эксперт.

3. Поддержка фундаментальной науки

Одним из ключевых толчков к развитию образования в нашей стране всегда являлся запрос государства на фундаментальную науку. На сегодняшний день регулярно устраиваются Госпремии правительства и президента для ученых.

- В условиях неспособности власти сформулировать заказ на фундаментальную отечественную науку и даже понять, для чего фундаментальная наука нужна, подобные «концерты», как в своё время такие мероприятия называл Салтыков-Щедрин, бесполезны, - уверен Громыко.

Эксперт подчеркивает, что власть сегодня неспособна отличить псевдоучёных от тех, кто действительно может разработать новый фундаментальный задел и создать технологию, не имеющую мировых аналогов. Подобный непрофессионализм губителен не только для системы отечественного образования, но уже привел к срыву программы неоиндустриализации и угрожает подрыву обороноспособности страны.

4. Свобода слова и ненаучный подход

Сегодня многие спорные вопросы являются если не «табуированными», то, по крайней мере, их открытое обсуждение не приветствуется. Кроме того, зачастую власти намеренно определяют официальную позицию, которой должны следовать образование и наука.

- Возможность формулировать принципиальные нерешённые проблемы в области исторического познания, гуманитарного познания имеют кардинального значения для полноценного образования, - заявляет Юрий Громыко.

Причем идеализированные компании «разоблачительства» или «очернительства», которые были инициированы представителями сегодняшней российской власти, далеко не способствуют развитию в этой сфере. Также наблюдается явный недостаток открытого научного обсуждения спорных вопросов и проблем, которое так необходимо для формирования «открытого научного мировоззрения».

5. Сырьевая экономика

В сегодняшнем российском государстве существует явный дефицит перспектив по многим специальностям, вызванный их не востребованностью в условиях сырьевой экономики.

- Сырьевое «схлопывание» страны вокруг «инновационного» обслуживания нефтепроводов, газопроводов, карьеров подобыче бокситов и руд - один из возможных сценариев окончательной гибели российской науки и образования, - говорит эксперт.

 При этом Громыко высказал и возможный оптимистический сценарий, в случае реализации проекта «Транс-Евразийского пояса Razvitie» на основе создания «мультиинфраструктуры» (транспорт+энергетика+телекоммуникации) и формирования новых индустрий, которых сегодня не существует в мире. Это могло бы стать качественным толчком для развития системы образования. Более того, идея Владимира Путина по разработке новой сетки профессий «на основе понимания мировых тенденций развития профессионализмов» выглядит, по слова ученого, разумной, однако российские чиновники вряд ли смогут ее реализовать.

Стоит добавить, что реформирование чего-либо (образования, обороны, науки) в сегодняшних отечественных реалиях сталкивается с повсеместной и всепоглощающей проблемой коррупции. Как много мы видели здравых начинаний наших властей, сведенных на нет этим прогрессирующим заболеванием!

Читайте также:

Борис Акунин: Путин станет собственным могильщиком - совершит грубую ошибку, и начнется хаос, и все рухнет

Минобрнауки Грузии прокомментировало отказ от продвигавшегося Михаилом Саакашвили пособия для старшеклассников по "российской оккупации"

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика