Ревность, зависть, презрение и другие кулуарные тайны съезда "Единой России"
В лучшие времена съезды единороссов напоминали собрания КПСС. По массовости и помпезности сразу делалось ясно – перед нами партия власти. Мероприятие минувших выходных, по сути, могло бы быть съездом любой партии
В лучшие времена съезды единороссов напоминали собрания КПСС. По массовости и помпезности сразу делалось ясно – перед нами партия власти. Мероприятие минувших выходных, по сути, могло бы быть съездом любой партии.
Нет Путина – нет и семги с икрой
Достаточно крупной партии – в Гостиный двор съехались около 1700 участников. Но в прошлом году их было 2300, а в 2011-м – около 10 тысяч. Очевидно, сказывалось отсутствие президента Путина. Хотя снаружи здание было оцеплено полицией, внутри антураж все равно был не тот, что прежде. Минимум символики, явно меньше затрат. К примеру, прежние съезды славились своим хлебосольством. Прессу угощали пирожками с семгой, канапе с икрой, к чаю подавалось три вида сахара. Теперь все разнообразие заменили хлеб с колбасой и шаурма.
В самих делегатах также не чувствовалось той избыточной экзальтации, как при Путине. Перед ними должен был выступать новый лидер – всего лишь премьер. Никакого скандирования в его честь – за время часовой речи Медведеву хлопали часто, но буднично, с задних рядов позволяли себе даже отлучаться из зала. Хотя, может, единороссы просто устали? Съезд проходил три дня, первые два – в подмосковном пансионате. Правда, никаких увеселений вроде сауны или конных прогулок в лесу делегатам не перепало.
– Там были дискуссионные площадки, мы работали с 10 утра до 9 вечера, видели только коридоры, лифт и свои гостиничные номера, – рассказала нам одна из участниц Мария Воробьева.
А может, минувшие выборы 8 сентября сказались на настроении? Хотя Медведев с трибуны сразу заявил, что выборы про-шли «успешно» – «партия восстановила доверие населения». В качестве примера почему-то назвал Екатеринбург, где кандидат от ЕР проиграл оппозиционеру Ройзману. Видимо, на людях единороссы все же решили бодриться.
Все свои
Однако накануне за закрытыми дверями на эту тему с партийцами беседовал зам. главы администрации президента Володин.
– И там он некоторых очень сильно критиковал, в том числе и за Екатеринбург, – рассказал один из участников встречи.
Но публично сечь никого не стали. Медведев, коротко отозвавшись о выборах, в остальном вообще был аполитичен. Премьер так и заявил, что будет говорить о вопросах «абсолютно земных», волнующих россиян, поскольку ЕР нынче уже не партия власти или большинства, а партия всех, намекал в своей речи Медведев.
– Мы партия не каких-то отдельных категорий, а всего народа. Мы не делим людей на наших и чужих, – развил потом эту тему в разговоре со мной делегат из Челябинской области Александр Мотовилов. – И мы к ним прислушиваемся.
Этот новый курс на народную партию единороссам явно подсказал Путин, который хоть и не приехал на финал съезда, но в первый день провел встречу с секретарями региональных первичек – тоже людьми из народа. Их, кстати, вообще на съезд пригласили впервые, да еще в количестве 600 человек. В этом, как объясняли мне делегаты, и состоит новая фишка ЕР.
– Это знаковый шаг и большой прогресс, эти люди раньше не играли никакой роли в партии, никак не влияли на федеральную политику, – подтверждает политолог Николай Злобин. – Вовлекая их в партийные процессы, ЕР перестает быть тупым административным ресурсом.
В поисках крыши
Действительно, на этом съезде публичный акцент делали не на первых лицах партии, особо не светили даже знаменитостей с корочками ЕР вроде Кобзона или Валуева. Героями съезда стали рядовые члены. например, после речи премьера слово дали секретарю первички из Архангельска (паренек внес «ценное» предложение – исключать из партии за судимость). А уже в кулуарах вице-спикер Госдумы Железняк пообещал, что «таких мы будем раскручивать». Иными словами, ЕР в поиске звезд из народа, новых токарей Трапезниковых. Эта тенденция проявилась уже к концу съезда, когда выбирали кандидатов в руководящие структуры партии. К примеру, генсовет.
Раньше в него входили губернаторы, федеральные чиновники и прочие шишки. Теперь из 35 членов генсовета 12 оказались секретарями первичек – это работники заводов, учителя, врачи.
А главным финансовым ревизором ЕР стала представительница московской интеллигенции – доцент МГУ Нина Кудашова, дама культурная, но верная партии. Ранее на встрече с Путиным именно она озвучила мысль, свербящую умы и души единороссов:
– В последнее время в СМИ пишут, что вы дистанцировались от нашей партии. Это слышать обидно и больно, потому что именно вы стояли у ее истоков.
Видимо, чтобы приглушить немного эту боль, однопартийцы и доверили Нине Кудашовой высокий пост.
– Это моя первая и последняя партия, – пояснила она мне. – Я не вступила в КПСС, даже когда была замдекана. А в ЕР я с 2006-го, и мне очень неприятно, когда плохо говорят про нашу партию – тот же Навальный, например. Я, когда была наблюдателем на выборах, встретила его на участке и так ему и сказала: молодой человек, научитесь уважать людей, иначе вы никогда не придете к власти.
Что ж, если Навальный придет к власти, он должен будет отблагодарить г-жу Кудашову за дельный совет.
Непонятно, правда, почему она так легко выступила консультантом оппозиционера. На всякий случай, что ли?
– Единороссы сейчас уже не думают, что Путин всегда их прикроет, – говорит политолог Злобин. – Хотя я уверен, что он их и не оставит: единороссы все равно его электорат. Но когда у тебя отъезжает такая серьезная крыша, приходится думать о способах выживания самому. Это повод начать шевелиться.
Пока все шевеления ЕР напоминают попытки подделаться под Народный фронт, о котором на публике рядовые единороссы отзываются свысока – мол, «никакой конкуренции они для нас не представляют». А одна из участниц вообще назвала представителей ОНФ «троянскими конями, которые дискредитируют партию». Но за презрительными отзывами явно скрываются ревность и зависть – на декабрьский съезд фронта Путин придет наверняка. Не исключено, что туда же решат переметнуться и многие присутствовавшие на этом съезде. Близость к народу всегда безопаснее под крылом президента.
Читайте также:
3 причины, по которым "Единая Россия" остается без Владимира Путина