Станислав Белковский объяснил, как спасти Российскую Академию наук от ликвидации
Случилась небольшая – по сравнению с зимней Олимпиадой-2014 и мировым футбольным чемпионатом-2018 – ерунда. Правительство РФ во главе с Дмитрием Медведевым по инициативе министерства образования и науки решило фактически ликвидировать Российскую академию наук (РАН)
Случилась небольшая – по сравнению с зимней Олимпиадой-2014 и мировым футбольным чемпионатом-2018 – ерунда. Правительство РФ во главе с Дмитрием Медведевым по инициативе министерства образования и науки решило фактически ликвидировать Российскую академию наук (РАН).
Она была основана императором Петром I (Романовым) сравнительно недавно – в 1724 году.
Ликвидация будет происходить чуть более, чем стремительно: уже на этой неделе соответствующие законопроекты, кардинально меняющие имперский порядок вещей, будут внесены в Государственную думу. А там, скорее всего, и приняты, ибо Дума в нашей системе власти самостоятельного голоса не имеет. Хотя номинальным оппозиционерам – КПРФ, «Справедливой России» и ЛДПР – милостиво повелеть соизволили голосовать «против», коль скоро от их голосов все равно ничего не зависит.
Нет, формально, скажут официальные и полуофициальные лица, РАН не уничтожается. Она просто сливается (в хорошем смысле) с Российской академией медицинских наук (РАМН) и такой же – сельскохозяйственных наук (бывшей ВАСХНИЛ). При этом лишается всего имущества и подведомственных институтов, превращаясь в безвластный и бестрепетный клуб ученых. Всё достояние бывшей РАН переходит в управление некоему федеральному агентству, а далее, как положено – везде.
Происходящее можно оценивать хорошо или плохо, но его нельзя назвать нелогичным. Вот, например, автор этой колонки политолог Белковский еще в апреле (страшно сказать!) 2013 года писал: «[Министр] Ливанов проводит нормальную общеэлитную политику. И вина министра, с точки зрения монетократии и сопутствующей системы управления, вовсе не в том, что он что-то делал не так. Надо было не заставлять пожилых академиков страдать, а облобызать их в медвяные уста и подкинуть немного пенсионного бабла. После чего Российскую академию наук все равно ликвидировать. Ведь если РАН до сих пор существует, то вовсе не потому, что кто-то из олигархов или топ-чиновников осознает ее нужность. А только потому, что власть опасается сопряженных с ликвидацией академии волнений и возмущений. Не опасалась бы — уже отправила бы РАН в расход».
Все предсказано Белковским сбылось.
С одной стороны, в рамках нынешней экономической модели, которую правящая элита РФ считает вечной, фундаментальная наука, олицетворяемая РАН, просто не нужна. Ибо небольшие технические новшества, потребные для легкой модернизации добычи нефти и газа, можно легко закупать за границей, не сильно вкладываясь в собственные научные учреждения.
С другой стороны, власть больше не боится академического бунта. Ну, повоют академики и повоют. Все равно у каждого из них есть костлявые скелеты в шкафах. Вполне пригодные к употреблению универсальным с научной точки зрения Следственным комитетом РФ. А подкинешь каждому из ученых патрициев 100 тыс. руб. ежемесячной стипендии на старость – так и вовсе будут благодарны по гроб жизни. Нестарые же ученые вроде как и сами недовольны РАН. Так что многотысячной демонстрации на Болотной площади против ликвидации Академии ожидать типа не приходится.
Что ж. У РАН еще есть шанс спастись. Если организовать ту самую мирную демонстрацию, а может, и не одну. И если они сдюжат, начав искать недостижимой правды в чиновничьих кабинетах, то пусть пеняют только на себя.
Как сказано в одной почти антинаучной книжке, «блаженны мудрые, ибо они знают время и устав».
Читайте также:
другие публикации Станислава Белковского