Последний Герой труда СССР Бибигуль Тулегенова: Настрадалась, но плакать было некогда...
Решение возродить звание Героя Труда поддерживают 81% россиян, но кого назвать Героем, никто толком не может сказать. Нужна ли при капитализме советская атрибутика? Об этом мы поговорили с казахской оперной певицей Бибигуль Тулегеновой, которая последней, 21 декабря 1991 года, получила звание Героя Социалистического тогда еще Труда
На днях президент России Владимир Путин вручил звания Героя Труда. Долгое время звание было, а Героев – ни одного награжденного. По опросам, решение возродить звание поддерживают 81% россиян, но кого назвать Героем, никто толком не может сказать. Того, кто много пашет, но зарабатывает копейки? Так это скорее унижение, чем почет. А тому, у кого есть яхты и миллиарды, никакие ордена не нужны – они их и так запросто купят.
Нужна ли при капитализме советская атрибутика, об этом «Собеседник» поговорил с казахской оперной певицей Бибигуль Тулегеновой, которая последней, 21 декабря 1991 года, получила звание Героя Социалистического тогда еще Труда.
– Мне уже 83, но я прекрасно помню, какой радостью стало для меня награждение. Тем более что оно оказалось таким неожиданным. Там, наверху, уже ведь знали, что дни Союза сочтены, и, как мне рассказывали, Горбачев якобы спросил нашего президента: «Что мне сделать для вас напоследок? Чем отблагодарить? Может, дать Героя Социалистического Труда?» А тот ответил: «Спасибо. Дайте, но не мне. У нас есть более достойные люди». Вот так я и получила награду из рук Назарбаева. Даже не знаю, почему именно я.
– Считаете, недостойны? Или, может, наоборот, подумали: «Ну наконец-то!»
– Да ничего я такого не думала – просто обрадовалась. Мы же в советское время воспитывались. Для нас звание было главной радостью. Зарплата была маленькой, поэтому работали не за нее, а за почет и уважение народа.
– Но ведь звание давало еще и льготы.
– Всех льгот – прибавка к моей пенсии в 70 тысяч тенге еще 10 тысяч (это 2 тысячи рублей). А ведь я еще и народная артистка. И награды все свои я ношу с гордостью. Я их не просто так получила: полмира объездила, а в Союзе где только не побывала – и на заводах, и в колхозах, в шахты спускалась, пела в степи для 8–9 чабанов. Везде выкладывалась полностью.
Да я и по сей день свое звание отрабатываю, не ухожу со сцены. Устаю, бывало, хочется побыть одной, поплачу в ванной, но это быстро проходит. Как начала работать в детстве, так до сих пор не могу остановиться. Конечно, тяжело приходилось, особенно сначала (и из театра выгоняли, и из консерватории – за «профнепригодность»), но я никогда не теряла силу духа и, главное, голос. А жаловаться? Зачем? Многим ведь жилось нелегко.
– А может, наоборот, трудности в карьере только помогают?
– Возможно. Даже наверняка. Если бы у меня отец был, скажем, секретарем райкома до моего совершеннолетия, я бы выросла более инфантильной, но моего папу, действительно секретаря, расстреляли как «врага народа», когда мне было только семь. Расстреляли за то, что он выделил лошадь семье репрессированного, женщине с 8 детьми.
Потом – война, недельные очереди за хлебом, походы за продуктами в город за 11 километров, потерянные мною, 12-летней девчонкой, карточки на еду, работа на семипалатинском мясокомбинате и на полях, на уборке зерна. Тут не до роскоши, главное – выжить.
– А строить и жить помогает песня.
– Я каждый день пою, даже дома не прекращаю. Это у меня тоже с детства. После войны уже, в 48‑м, мне одна ссыльная писательница, Галина Серебрякова, сказала, что мой голос схож с тембром Амелиты Галли-Курчи, итальянской певицы. А я-то даже и не знала в то время, кто это. Для меня это был темный лес. Серебрякова же мне и посоветовала поступить в консерваторию, на что я тогда искренне ответила: «Так ведь я и так работаю на консервном заводе». Представляете, что творилось у меня в голове?
Но с тех пор, с 19 лет, я только и делаю, что пою. Сначала, правда, была невыездная, но как в 67-м впервые вырвалась в Канаду, так на каких только площадках не выступала. Правительство меня только тогда признало. А до этого я и полола, и сеяла, и печь топила, и дрова рубила. Настрадалась, но плакать некогда было, работать надо.
Помню целину, кругом хлеба, а я стою в кузове грузовика и пою без микрофона и фонограмм. Я стала народной артисткой только потому, что вышла из народа и известна лишь благодаря ему. Мы порой по 5–6 концертов в день с филармонией давали, даже в курятниках. Работали сутками, в самосвалах спать приходилось. И ведь не ради денег все это мы делали.
А сейчас... Теперь к рабочим, крестьянам никто не идет, только в банкетные залы, где больше платят. Мир стал более меркантильным. Всех только финансовый вопрос интересует. Когда собираюсь куда-то на выступление, устроители первым делом спрашивают: «Сколько вы стоите?» А мне на такое и отвечать неловко: «Да сколько предложите!» Зато к нам в Казахстан певцы на гастроли приезжают и такие выставляют цены! Я даже не понимаю, что с такими деньгами делать вообще можно. Какие-то яхты, виллы... У меня обычная квартира трехкомнатная и даже машины нет.
– Пешком ходите?
– А-а-а, меня поклонники катают. Тоже, кстати, советское наследие. Иногда думаю: может, и не надо было все это разваливать? С другой стороны, наши независимые государства ведь еще такие молодые. Глядишь, все устроится. Вот и работаю, стараюсь быть полезной стране.
И даже не знаю, хорошо ли, что у вас возрождается это звание – Герой Труда. Жизнь-то другая стала! Да и кто Героем станет? Кто будет его выбирать? Что принесет это звание? Пока ничего не известно. Но мне, например, мое звание очень дорого. Настолько, что даже до сих пор не могу твердо сказать, что заслуживаю его всецело. Может, потому и подтверждаю право носить его – день за днем. Не могу не оправдать доверие и ожидания людей, благодаря которым я это звание получила.
Тулегенова Бибигуль Ахметовна
Родилась 16 декабря 1929 года в Семипалатинске (Казахстан). В 1958 году стала лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады. С 1980 года по сей день преподает вокал в Казахской национальной консерватории. Была депутатом трех созывов Верховного Совета Казахской ССР. Художественный руководитель и председатель жюри Международного государственного конкурса вокалистов Бибигуль Тулегеновой.
Самые знаменитые партии в опере – Виолетта («Травиата» Верди), Розина («Севильский цирюльник» Россини), Снегурочка (одноименная опера Римского-Корсакова)... С 1954 года также снялась в нескольких фильмах (в том числе в роли бабушки Назарбаева).
Читайте также: