Леонид Развозжаев: водитель, торговец шапками, революционер и другие тайны его биографии
В деле об «организации массовых беспорядков в России на грузинские деньги», навеянном энтэвешной «Анатомией протеста-2», появились ранее не известный публике персонаж. «Собеседник» попытался прояснить: действительно ли он играет такую важную роль в российских протестных настроениях, какую приписывает следствие?
В деле об «организации массовых беспорядков в России на грузинские деньги», навеянном энтэвешной «Анатомией протеста-2», появились ранее не известный публике персонаж: Леонид Развозжаев, который показался так важен следователям, что его тайно вывезли с территории Украины. «Собеседник» попытался прояснить: действительно ли он играет такую важную роль в российских протестных настроениях, какую приписывает следствие?
Леонид Развозжаев уже больше недели находится в Лефортово. Путь оппозиционера в СИЗО был скандальным и долгим – по словам самого Леонида, его насильно вывезли из Киева, трое суток продержали где-то под Брянском, угрозами добиваясь явки с повинной и доноса на Сергея Удальцова.
До громкого задержания Развозжаев никогда не был на слуху у широкой публики. Хотя, с его слов, он «почти 15 лет в активном оппозиционном движении».
– Еще в родном Ангарске он участвовал в каких-то акциях КПРФ. Приехав в Москву, стал одним из активистов молодежного крыла «Родины», оно тогда было более революционным, чем остальные движения, – рассказывает координатор Левого фронта Алексей Сахнин. – Тогда круг настоящих революционеров был узок, мы все друг друга знали. Плотно познакомились в 2005-м, тогда левые не пустили националистов на первомайскую демонстрацию. Была серьезная потасовка, Леонид в ней участвовал. С тех пор он стал активистом Левого фронта. Но первым публичным деятелем оппозиции, с которым Развозжаев сблизился в Москве, был вовсе не Удальцов из ЛФ, а нынешний депутат Госдумы Илья Пономарев.
– По приезде в Москву в 2003-м он поработал у меня водителем, – рассказывает Пономарев. – Мы не переставали общаться. И став депутатом, я позвал его к себе помощником по связям с малым бизнесом.
Развозжаев сам занимался чисто сибирской коммерцией – торговлю меховыми шапками открыл еще в Ангарске. Потом появились точки в других регионах, в том числе на Черкизоне. Кстати, в истории с закрытием рынка он играл заметную роль – был координатором местного предпринимательского актива, решал вопросы переезда торговцев. И даже в свой пушной бизнес Леонид привносил элемент политики.
– Там специфика такая, что изделия делают представители дагестанской диаспоры, и даже им Леонид пропагандировал левые взгляды, – улыбается Сахнин.
Правда, семья Леонида всегда держалась в стороне от политики. Родители и старший брат до сих пор живут в Ангарске. Жена Юля никогда не участвовала в движении. Хотя и помогала мужу в бизнесе. У них двое детей – 8-летняя дочь и 16-летний сын, которого Леонид, говорят, пару раз приводил на акции Левого фронта.
– Он и меня агитировал, звал на какие-то слеты, – рассказывает его друг детства Андрей Каменев. – Но я ему всегда говорил: это все чепуха, у нас и политики-то в стране нет. Но Леонид человек увлекающийся. Он легко поддавался на агитацию. В итоге ему запудрили мозги.
Леонид Развозжаев, засветившийся в эпизоде «Анатомии протеста-2», почувствовал угрозу сразу после выхода фильма. Через несколько дней он выехал на Украину.
– С намерением уже не возвращаться, – убежден принимавший Леонида один из лидеров украинского движения «Боротьба» Сергей Киричук. – Он был уверен, что за ним и здесь идет слежка, очень боялся, что прослушивают, поэтому постоянно отключал телефон и вынимал батарею. Притом Леонид въехал сюда легально – на тот момент он еще не был объявлен в розыск. А когда это произошло, он сразу обратился в представительство комиссара ООН по делам беженцев. Хотел добиться политубежища, у него уже были при себе документы...
Из отделения ООН Развозжаева направили в партнерскую организацию Hias, которая занимается юридическим сопровождением этих процедур. А оттуда его похитили.
Звучала версия, что в Hias Развозжаева «сдали» органам. Но Киричук ее отрицает. Зато он уверен: операция спецслужб России была спланирована при активной помощи украинских коллег.
– К нашим спецслужбам много вопросов: почему меня, например, так и не допросили по инциденту, – говорит Сергей.
Вместо этого в Лефортово активно допрашивают Развозжаева. Он уже отказался от явки с повинной, сказав, что подписал ее под давлением – похитители угрожали его семье. Но в СКР заявили: от чего бы Леонид ни открещивался, «улик и доказательств» предостаточно. Каких, не уточнили. Известно лишь, что сейчас на допросы вызывают жену Леонида. И ей также угрожают.
Читайте также
Скандальное преследование оппозиционера Леонида Развозжаева
Дмитрий Быков: Расправляясь с Развозжаевым, Лебедевым и Косякиным, власть героизирует оппозицию