Берегись: за рулём – новичок!

Как приучить начинающих водителей соблюдать ПДД прямо с момента получения прав - предложения Дмитрия Давыдова

Фото: Global Look Press

В 2021-м ГИБДД зафиксировала 164 358 ДТП. И хотя почти половина из них на совести водителей со стажем более 15 лет, но и на тех, у кого стаж вождения минимальный – до 2 лет – приходится значительная часть аварий.

Автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов предлагает действенный способ, как приучить новичков соблюдать ПДД прямо с момента получения прав.

«Чайник» за рулём опасен

Ох уж эти новички!.. Одни лихачат, толком не умея правильно просчитать ситуацию. Другие настолько осторожны, что их медлительность на дороге, ломая скорость потока, становится подчас не менее острой проблемой, чем ухарство отчаянных. Не говоря уж о вот таких самых частых нарушениях водителей, только что получивших права, которые отметили в ГИБДД:

  • несоблюдение очерёдности проезда перекрёстков;
  • неправильный выбор дистанции;
  • несоблюдение скоростного режима;
  • выезд на полосу встречного движения;
  • нарушение правил расположения транспортных средств на проезжей части.

Несколько лет назад мне тоже довелось столкнуться с одним из таких вот неумелых новичков. Причём мне попался какой-то уж совсем фантастически дремучий «чайник».

Дело было зимой. Центр столицы. Сильная метель, машины ползли по Москве улитками, большей частью простаивая в пробках. И вот я останавливаюсь на красный свет светофора на 1-ой Тверской-Ямской у поворота на Лесную. И вдруг – сильный удар сзади. Поначалу подумала, что у человека лысая резина, он не рассчитал свой тормозной путь. Бывает. Выхожу из машины, а на меня буквально набрасывается некое юное существо, которое меня же и обвиняет во всех смертных грехах.

Девушка, оказывается, была уверена: в такую погоду нельзя останавливаться на светофорах, даже если они красные. И, во-вторых, считала, что виновата не она, а я. Интересно, как ей без светофоров до центра удалось добраться… Честно говоря, услышав всю эту ахинею, я была ошарашена. И несмотря на небольшой вред, который она причинила моему авто (можно было спокойно оформить европротокол), предпочла вызвать инспекторов ГИБДД. Они-то и втолковали девице нормы ПДД. Судя по выражению её лица, она узнала много нового.

Как ей могли выдать права, остаётся загадкой.

Цифра:

В 2019-м в России произошло более 10 тыс ДТП по вине начинающих водителей, подсчитали в ГИБДД. Жертвами этих аварий стали 846 человек, ещё более 14 тысяч получили ранения различной степени тяжести.

Маленький стаж за рулём? Тогда можно не всё

В России есть некоторые ограничения для тех, кто обладает водительскими правами меньше 2 лет. В частности, новички обязаны ездить со специальным опознавательным знаком «Начинающий водитель»; им нельзя буксировать другое механическое транспортное средство; перевозить пассажиров на мотоцикле и мопеде. За нарушение – штраф в 500 руб. Но кого это остановит?

– В других развитых странах существуют намного более жёсткие ограничения для неопытных водителей, повышающие безопасность на дороге, – отмечает Дмитрий Давыдов.

И действительно, к примеру, в США, Австралии, Канаде, ОАЭ в той или иной форме существуют «ученические» права. Их выдают на определённый срок, по истечении которого меняют на постоянные только при условии, если не превышен лимит на нарушения (о балльной системе, работающей во многих странах, мы недавно рассказывали), или если новичок сдаст дополнительный экзамен.

– Обладатели «ученических» удостоверений, – рассказывает Давыдов, – как правило, не могут вести машину ночами, использовать телефон и наушники, перевозить пассажиров. В некоторых странах (Италии, Австралии, Беларуси и др.) для новичков установлены скоростные ограничения – в зависимости от типа дорог. А в Италии новички в первый год после получения прав вообще не могут сесть за руль авто мощностью более 75 л. с.

Кроме того, – продолжает автор проекта, – в ряде стран Европы, где как и в России существует минимально допустимая норма алкоголя в крови, порог для новичков либо занижен, либо вовсе нулевой. При этом установлен необходимый стаж вождения, чтобы этот порог у новичков сравнялся с разрешённой нормой для остальных водителей. Во Франции это 3 года, в Нидерландах – 5 лет. Плюс внушительный штраф тем, кто попадётся: например, в Италии это 663 евро (55 тыс. руб.).

Как воспитать уважение к ПДД

Давыдов предлагает достаточно простые меры, которые помогут не только сократить аварийность на дорогах, но и приучит начинающих водителей соблюдать ПДД. А привычка – это, как известно, уже характер.

Первое. При нарушении новичкам не только выписывать штраф, но и направлять их на курс переподготовки. А на время переобучения приостанавливать действие водительского удостоверения. При таком раскладе начинающий водитель сто раз подумает, стоит ли нарушать ПДД.

Второе. Ввести для тех, кто имеет стаж вождения меньше 2 лет, ограничение скорости. В частности, на автомагистралях с разрешённой скоростью в 90 км/ч – для новичков установить 70 км/ч. Поскольку у неопытных водителей реакция не столь быстрая, как у водителей со стажем, такое ограничение поможет сдерживать новичков-лихачей.

Третье. Снизить норму допустимого содержания алкоголя в крови для начинающих водителей до 0,15 г/л вместо существующих в стране 0,3 г/л. Пить за рулём никому не стоит, а уж новичкам – тем более.

– Эти ограничения несут и важный психологический аспект, – говорит автор проекта. – Уверен, что начинающие водители будут чувствовать себя более ответственными, зная, что для них действуют особые правила.

Если данные предложения Дмитрия Давыдова будут поддержаны и приняты на государственном уровне, это существенно сократит количество ДТП в России с участием начинающих водителей.

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика