Три «дырки» – и снова в автошколу
В России пора вводить штрафные баллы для нарушителей ПДД
Если водитель исправно оплачивает штрафы, он считает, что купил право нарушать ПДД. Чтобы обеспечить безопасность на дорогах, автор проекта «20 идей» Дмитрий Давыдов предлагает присмотреться к опыту стран, где широко используется система штрафных баллов.
Прайс на нарушения
Все новое – хорошо забытое старое. В СССР когда-то действовала система штрафных баллов. Тогда, впрочем, это называлось «дырками». По периметру специального вкладыша гаишник, если не повезёт, мог сделать дырку. Несколько дырок, и вот уже надо снова сдавать на права…
Помню, как родители и их друзья боялись получить лишнюю дырку. А многие и вовсе шли на всевозможные ухищрения, уговаривая гаишников не прокалывать талон. Естественно, опасение, что придётся обивать пороги разных учреждений и заново сдавать экзамен, заставляло людей быть аккуратнее на дорогах.
А сегодня никаких сдерживающих факторов, кроме штрафов, нет. Конечно, штраф тоже довольно эффективная мера. Но вот парадокс: если водитель исправно оплачивает все штрафы, он как бы покупает себе индульгенцию и чувствует себя вправе регулярно нарушать ПДД – ведь он же законопослушный, раз выполняет все требования закона.
– Возможность нарушения за деньги является частью менталитета некоторых водителей, – уверен Дмитрий Давыдов. – И если кому-то в определённых ситуациях выгодно нарушить и заплатить штраф, то такой автомобилист непременно будет пользоваться этой опцией. Например, за 1 000 руб. можно не пристёгиваться ремнями безопасности или остановиться на автомагистрали в неположенном месте; за 1 500 руб. можно держать в руках телефон или ездить по обочине. А с развитием технологий онлайн платежей и мобильного банкинга процедура оплаты штрафов стала очень простой и аналогична приобретению товаров и услуг, что психологически может восприниматься как покупка права на нарушение.
Бальная система
О том, как сильно сокращается смертность на дорогах европейских стран с введением балльной системы, свидетельствует статистика Европейского Совета Транспортной Безопасности. В 2012-м этой системой уже пользовались в 17 из 27 стран ЕС. Наиболее показательным примером является Испания.
– Так, смертность на дорогах этой страны за 20 лет сократилась почти в 4 раза: с 14,4 жертв на 100 000 населения в 2000-м до 3,7 в 2019-м, – приводит цифры Дмитрий Давыдов. – Эксперты приписывают такой прогресс именно внедрению 1 июля 2006-го системы штрафных баллов за нарушения. В одном исследовании, посвящённом анализу эффективности принятых мер, было подсчитано, что за первые 18 месяцев работы система штрафных баллов способствовала спасению 618 жизней, которые иначе погибли бы в авариях.
Бальные системы в разных странах созданы по одному типу, отличаются лишь в деталях. В частности, в Испании водителю присваивается 12 баллов (8 – для водителей со стажем менее 3 лет и для тех, кто возобновляет вождение после лишения прав). И дальше – в зависимости от тяжести нарушения – водитель может получить либо просто штраф, либо штраф и потерю части баллов. Когда баллы заканчиваются, человек лишается прав. В первый раз – на полгода, при повторном нарушении – на год. От количества полученных водителем штрафных баллов зависит и цена его страховки.
Часть баллов можно вернуть, пройдя 12-часовой курс переобучения, но его можно посещать лишь раз в два года. Зато если в течение 2 лет после последнего правонарушения не потеряется ни одного балла, то водителю вернут его первоначальные 12 баллов. При вождении без нарушений можно получить и несколько бонусных баллов.
А вот в случае лишения прав нарушителю придётся пройти 24-часовой курс переобучения и сдать экзамен. Эта система заставляет водителей быть законопослушными, поскольку баллов можно лишиться даже при малейших нарушениях: мелочей тут нет.
– К примеру, за нарушение приоритета пешеходов и велосипедистов списывается 4 балла, за использование мобильных устройств за рублём – 3 балла, – перечисляет Давыдов.
Нарушать «по мелочи» за деньги – плохая привычка
В России, повторим, кроме штрафов, других сдерживающих лихачество факторов нет. И хотя в последнее время и у нас ведутся разговоры о том, что неплохо бы ввести балльную систему и у нас, планы не идут дальше того, чтобы присваивать штрафные баллы лишь за самые серьёзные нарушения.
Между тем именно «мелкие» правонарушения могут нести в себе огромный риск для безопасности. В связи с этим Дмитрий Давыдов предлагает внедрить следующую схему штрафных баллов:
- Помимо предупреждений и штрафов, предусмотренных КоАП, каждому нарушению ПДД, за которое не лишают прав, присвоить штрафной балл от 1 до 8 в зависимости от степени их влияния на безопасность дорожного движения. Например, нарушение правил пользования звуковыми сигналами и аварийной сигнализацией – 1 балл, проезд на красный свет – 8 баллов.
- Если водитель набирает 15 баллов в течение двух лет, то лишать его права управления транспортным средством сроком на один год. Для начинающего водителя и для тех, кто вновь получает права после изъятия – порог 8 баллов.
- Для восстановления прав по прошествии одного года обязать водителя проходить обучение и сдавать экзамены.
- Если водитель не имеет ни одного нарушения, то за каждый год без нарушения, начиная с третьего года, увеличивать кредит баллов на 1 единицу, но не более 20 в сумме.
– Система учёта штрафных очков может быть создана на базе существующих правительственных информационных ресурсов и не потребует существенных затрат, – убеждён активист.
Зато плюсы очевидны: по данным ВОЗ ущерб от ДТП для большинства стран достигает 3% от ВВП. Снизится смертность на дорогах – экономика получит выгоду. Да и у страховых компаний окажется массив дополнительных данных, благодаря которому они смогут более точно вычислять стоимость страховки с учётом риска от склонности водителя к нарушениям.
Дело осталось за малым – получить для этой новации законодательную поддержку государства.