Беспилотное такси – сел, пощады не проси. Уцелеют ли беспилотники при столкновении с реальностью?
Глава «Яндекса», самой известной IT-компании в России, Тигран Худавердян анонсировал новый этап испытаний машин без водителей.
Уже через две недели - с первого февраля москвичи смогут вызывать беспилотные такси на территории района Ясенево. Сперва такие авто будут просто катать людей по заранее намеченным маршрутам. Если все пройдет гладко, они начнут выполнять команды пассажиров. Пока что машины без водителя ездят только в трех уголках страны – технопарках «Сколково», «Иннополис» (Татарстан) и «Сириус» (Краснодарский край).
Сама газует и поворачивает
Я залезаю на пассажирское сиденье новенькой иномарки, в которой, кроме меня, никого нет.
– Сидите спокойно, ничего не бойтесь и, самое главное, не трогайте руль! – предупреждает инженер-тестировщик.
По усилению его голоса понятно, что на тестовом полигоне у «Крокус Экспо», где некоторое время назад журналистам давали прокатиться на беспилотниках, за баранку хватался каждый второй. Это можно понять: во время движения невозможно оторвать глаз от пустующего места водителя – сам собой крутится руль, включаются поворотники, нажимаются педали. Все команды машина получает с помощью интернет-сигнала, который ловит массивная антенна на крыше. По форме она напоминает полицейскую сигналку.
Машина движется осторожно и плавно, четко соблюдая оптимальный угол поворота. За нее становится даже немного тревожно. Что будет, когда она окажется на оживленной московской трассе, где подрезают и теснят друг друга ее конкуренты из плоти и крови? Ботаник в хулиганском классе.
Во время поездки я пытался разговаривать с машиной, как с яндексовской Алисой, но потом пожалел. Оказалось, все, что происходило в салоне, слышал диспетчер. А может, даже и видел. Неловко. Микрофон в салоне нужен для того, чтобы отреагировать на запрос пассажира при нештатной ситуации. Но эта опция актуальна только для яндекс-мобилей, которые ездят в технопарках и на автодромах в тестовом режиме. Во время московских испытаний в салоне беспилотного такси будет... сидеть пилот.
«Не при нашей жизни»
В России пока нет закона, который разрешал бы ездить беспилотникам без сопровождения человека. Даже если он просто держит руки на коленях. Присутствие инженера необходимо для того, чтобы подстраховать систему в случае аварийной ситуации. По словам специалистов, массовый выезд беспилотников на улицы тормозят не технические трудности, а юридические.
Айтишник Артем Шкловец приехал в «Сколково», когда в его родном Донбассе началась война. Он один из первых, кто заселился в местный наукоград, который здесь называют кварталом ученых. В своей компании он занимается как раз разработкой беспилотных технологий. По его словам, беспилотные такси не заменят обычные машины. По крайней мере при нашей жизни.
– Человек будет сидеть внутри и страховать процесс еще лет 15–20, пока юридические вопросы не решатся, – говорит он. – Непонятно, кто должен нести ответственность при ДТП с беспилотником. В Штатах инциденты уже происходили, у нас еще нет. Поэтому тут все такие бодренькие, собираются по Москве кататься. На форуме «Открытые инновации» в «Сколково», когда Медведев приезжал, таких такси ездило очень много. После – меньше. Со своей задачей они справляются нормально. По крайней мере мне как пешеходу дорогу уступают, – рассказал Артем.
В начале этого года правительство согласовало документ со сложным названием ?«Об утверждении программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств»?. Для этого пришлось учесть замечания ГИБДД, Ространснадзора, региональных властей и т.д. Компания также должна будет регулярно отчитываться об административных нарушениях с участием беспилотных такси.
«Беспилотное такси не заедет в наши нерасчищенные дворы»
По словам владельца «Таксити Групп» Феликса Маргаряна, таксомоторных компаний, беспилотники «Яндекса» не более чем аттракцион. В то, что завтра они лишат работы обычных таксистов, он не верит.
– В ближайшей перспективе их не будет. Во всяком случае, еще лет 10 точно. Как во дворы заезжать? Клиенты хотят садиться в машину прямо из подъезда. Именно для этого они такси заказывают – чтобы никуда не идти в непогоду. А как там паркуются мы прекрасно знаем. Где-то надо боковое зеркало снимать, чтобы проехать – настолько плотно все стоят. Тем более зимой, когда нет разметки, на которую ориентируется беспилотник. Посмотрите на наши погодные условия. Если на дорогах чистят снег, то во дворах – нет.
По словам специалиста, на юге России, где нет холодов и напряженного трафика, беспилотники могли бы появиться даже раньше. Однако там нет такого надежного интернет-сигнала, как в столице.
– Я уже не говорю о том, что сама стоимость беспилотного автомобиля намного выше, чем обычного. Его сложнее обслуживать, а это надо делать обязательно в начале и в конце каждого рабочего дня.
Как объясняет Феликс Маргарян, несмотря на новости о тестировании беспилотных такси, классический таксомоторный бизнес с каждым годом только наращивает обороты.
– В Москве мы сегодня видим, что автопарки постоянно обновляются. Для покупки новых машин департамент транспорта выделяет некие субсидии для погашения лизинговых процентов. На сегодняшний день в Москве один из самых новых таксомоторных парков в мире.
В прошлом году стало известно, что конкурент «Яндекса» в сфере высоких технологий – Сбер – отложил свой проект беспилотных автомобилей на 15 лет. Разработка автопилотов для автотранспорта больше не является приоритетом, объяснили представители компании. Вместо этого в Сбере решили совершенствовать систему автопилота в сельскохозяйственной технике и на рельсовом транспорте. Законы, позволяющие запустить беспилотные такси, «Яндексу» приходится пробивать в одиночку.