Эх, прокачусь! Реально ли пойти зашибать деньгу в такси?

Корреспондент «Собеседника» решил сесть за баранку такси в агрегаторе, чтобы узнать изнанку популярной профессии

Фото: Нателла Федорова

Сегодня таксовать на своем автомобиле может практически каждый, кто установит на телефон мобильное приложение-агрегатор. Неудивительно, что жалоб на хамство и даже преступления водителей такси все больше. Корреспондент «Собеседника» решил сесть за баранку, чтобы узнать изнанку популярной профессии. 

Хроника

16 июня 2018 г. в центре Москвы такси сбило иностранных болельщиков.

28 сентября 2018 г. в Омске задержали пьяного водителя такси, который не мог связно разговаривать.

27 декабря 2018 г. таксист приставил к животу клиента нож.

14 января 2019 г. в Сургуте шофер уснул прямо за рулем посреди проезжей части. 

16 января 2019 г. таксист открыл огонь по пассажирам. 

17 января 2019 г. водитель заблокировал двери и заставлял пассажирку оплатить его штрафы.

«Выезжайте хоть сегодня»

Выбирая фирму, я, как и многие другие водители, остановился на такси знаменитого российского интернет-поисковика. Раскрученное название, удобный сервис, наличие своего собственного навигатора. 

У меня еще не было работы, устроиться на которую было бы настолько просто. Ни медсправок, ни обучения. Оказалось достаточно фото документов на машину, установленного на телефон приложения и одного звонка.

– Никуда приезжать не нужно. Если стаж от трех лет и права в порядке, можете выйти на линию уже сегодня. Если у вас нет ИП, мы привяжем к одному из таксопарков, они с вами свяжутся, и договоритесь, как выводить оплату, – рассказала девушка-оператор, после того как я зарегистрировался.

Проверка по фото

С 2011 года, когда в силу вступил федеральный закон о такси, казалось, что порядка в этой сфере станет больше. Каждого «командира» он обязывал приобрести лицензию (оно же – разрешение из ГИБДД), ОСАГО для такси (около 30 тысяч рублей) и преобразить свое личное авто в такси с правильным цветом – белым или желтым – с помощью специальной пленки. Мне повезло – автомобиль и так белый.

На деле все куда проще. Для того чтобы работать в такси через агрегатор без лицензии, достаточно просто отъехать от Москвы примерно на 15 километров. За этой чертой доступ к заказам открывается.

Даже проверка состояния авто проходила удаленно. Через специальное приложение «Таксометр» я отправил фотографии машины с четырех ракурсов плюс снимок салона и багажника. При нормальном осмотре было бы до чего докопаться. Машине 7 лет, 135.000 пробега, «пустые» задние амортизаторы, неработающие дворники, замерзшая жидкость омывателя и к тому же грыжи на покрышках. Но все эти подробности оператора не интересовали. При желании, перед тем как отправиться работать на линию, я мог бы вообще пересесть на любую другую машину, так как «Таксометр» привязан к телефону, а не к авто. Будет ли каждый клиент вглядываться в номер или марку, когда приедут на его вызов?

Фотоконтроль автомобиля проводится раз в неделю. Снимая свой автомобиль даже намеренно плохо, я все равно проходил «экзамен». 

Неподготовленность таксистов – только полбеды. Она усугубляется безалаберностью клиентов.

– Ой, как хорошо, что у вас есть детское кресло, а я обычный тариф заказала, подумала: и так доедем, – радовалась женщина с трехлетним ребенком, ставшая первым клиентом.

Если согласился ехать без кресла, есть риск попасть на штраф в 3000 рублей. А если отказаться от заказа, можно нарваться на санкции от агрегатора – рейтинг понижается и зарабатывать становится сложнее. Вот и выбирай.

Счетчик

На первом заказе я заработал 1000 рублей. Если вычесть комиссию, стоимость бензина за 33 км пути, чистый заработок составил 600 рублей.

«Чтобы баланс быстрее пополнился, мы переключили вас на заказы с оплатой только по карте», – вежливо сообщило приложение «Таксометр» и сразу же вычло 182 рубля комиссии! Пришлось выходить из минуса мелкими перевозками от железнодорожной станции  до жилого комплекса.

Пока ждешь заказов, можно почитать специальный чат таксистов – кладезь самых невероятных историй: «Клиент сказал, что денег нет, ну я и отвез прокатиться до лесополосы – сразу нашлись!», «Иду на сутки, как не заснуть, способы?» Кто-то просто дежурно ругается, как в обычном интернете: «Ты кого геем назвал? Подъезжай, поговорим».

Раздражительность водителей на пустом месте в последнее время – почти профессиональный навык. 

После легких первых заказов работа по приложению кажется простой и прибыльной. Но вся романтика улетучивается при рациональном подсчете.

Таксовать или не таксовать

В конце дня понимаешь, что из выручки надо еще заплатить за топливо, мойку, штрафы и комиссию за вывод денег на карту. В дальней перспективе – больше выкладывать за ТО и ремонт, так как изнашиваться машина будет быстрее. Некоторые еще и платят за сами «колеса». Большинство водителей такси, которых мы видим на дорогах, берут авто в аренду по средней цене 2000 р. в сутки. 

– Плата за автомобиль все время давит психологически. Ты только просыпаешься – и уже в минусе на две тысячи, – рассказал мне координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов, который в 2015 году отработал месяц в московском такси. – Желтое оборудованное авто не должно вводить в заблуждение. За рулем может оказаться кто угодно, например мигрант, который не знает ни языка, ни города, ни ПДД. Могу подтвердить: работа похожа на каторгу. Стандартная смена – это 12 часов в водительском кресле. Работать меньше не имеет смысла, так как есть риск закончить день в минусе.

За такой рабочий день водитель может заработать 4–5 тысяч рублей, которые он оставит себе. Но в месяце, понятное дело, не каждый день будет удачным. 

– Люди работают часов по 18, – продолжает Петр. – Для того чтобы не спать, многие делают так: покупают энергетик, смешивают с кофе «3 в 1» и бросают в коктейль таблетку аспирина. И – снова на дорогу. Спят в теплое время года многие в той же машине.

В 2019 году в Госдуме готовится к принятию новый законопроект, регулирующий деятельность специальных мобильных приложений для такси. Но до этого надо дожить. Особенно если пользуешься их услугами.

Комментарий специалиста

Феликс Маргарян, гендиректор одного из крупнейших таксопарков Москвы:

– Человек, который вызывает условные «Яндекс» или Gett, думает, что вызывает такси. Он не понимает, что это просто информационные службы. У агрегаторов нет машин, они не платят транспортный налог, нет такого штата, которому платишь стабильный оклад, нет обслуживания, поэтому они и способны обеспечить самые низкие тарифы. 

Таких компаний, как «Яндекс.Такси», Gett, «Ситимобайл», много, но схема одна. Каждый раз, когда в город приходит новый агрегатор, чтобы раскрутиться, он начинает подключать к себе все нелегальные машины. В Москве есть ограничения – желтый цвет, желтые номера, но в других городах жесткие стандарты не практикуются.

Если человек не хочет играть в лотерею и думает о безопасности, надо выбирать крупные надежные компании, которые несут ответственность и за машину, и за водителя, и за пассажира. У каждой крупной компании есть свои номера телефонов и отдельное приложение. Из-за того, что машины находятся в собственности компаний, все штрафы, все судебные издержки оплачивает она. Не безымянный ипэшник, а именно компания, у которой на счету всегда есть деньги. Такое такси будет дороже примерно на 10–15 процентов, но в случае ЧП можно будет в полном объеме забрать деньги, отказа в страховой выплате не будет. 

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №02-2019 под заголовком «Эх, прокачусь!».

Рубрика: Авто

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика