Эксперты нашли способ предотвратить повторение школьного расстрела в Казани
Специалисты предложили комплексное решение проблем, которые и стали причиной массового расстрела, потрясшего всю Россию
Что надо сделать, чтобы школьный расстрел в Казани стал последним?
На кошмарный инцидент, виновником которого стал 19-летний студент Ильназ Галявиев, власти отреагировали предложением новых запретительных мер в разных областях.
У профессионалов они вызывают сомнение.
Кому продавать оружие?
Через несколько часов после теракта Владимир Путин поручил Росгвардии ограничить права граждан на владение оружием. В четверг директор ведомства Виктор Золотов отчитался, предложив несколько мер:
– продавать гражданское оружие только с 21 года (сейчас – с 18);
– выдавать полуавтоматическое оружие только после 5-летнего стажа владения гладкоствольным;
– запретить частным, негосударственным клиникам выдавать медсправки;
– ввести подобие «курса молодого бойца» перед получением охотничьего билета.
К ужесточению оружейных законов приступили еще в 2018 году. Сперва перед чемпионатом мира по футболу, а потом после аналогичного шутинга в керченском колледже, где 18-летний Владислав Росляков убил 20 человек.
По словам эксперта по стрелковому спорту Сергея Асланяна, за последние три года владельцы оружия закручивания гаек не заметили:
– Есть серьезное различие между теми, кто требует на самом верху, и теми, кто исполняет. Каждый раз требуют что-то абстрактное – сделать круг более круглым. После Керчи по сути ничего не изменилось. Сейчас мы видим, что бенефициарами этой трагедии выступает Росгвардия, у которой наконец-то появляется право дополнительного набора людей.
Президент союза «Офицеры группы «Альфа» Алексей Филатов считает, что у политических заявлений по горячим следам другая задача:
– Самые первые слова обычно говорятся для того, чтобы погасить первую волну страха у людей, для того, чтобы показать, что государство работает. Я за то, чтобы у гражданского населения не было никакого оружия, даже травматического. Но от новых норм, которые были озвучены, пострадают в первую очередь охотники и любители оружия – те, кто всё всегда делает по закону. Декрет о получении оружия с 21 года ничего не решит. В 2014 году в московском Отрадном 16-летний подросток, захвативший школу, просто взял оружие у своего отца.
По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, разобраться планируют и с типами оружия. Мол, иногда в России в качестве охотничьего регистрируется оружие, которое в других странах считается штурмовым. Однако в случаях в Казани и Керчи убийцы пришли с винтовкой Hatsan Escort PS, которую можно купить меньше чем за 30 тысяч рублей. Некоторые ее модификации стоят дешевле 20 тысяч.
– Это оружие начального уровня, его обычно покупают все дилетанты, – говорит Сергей Асланян. – Оно предназначено для всего спектра действий. С ним можно ходить на охоту, заниматься спортом, самообороной или просто хранить в сейфе. Оружие красивое и очень дешевое, потому что турецкое.
По словам Асланяна, фильтры, которые и так уже выстроены государством, работают хорошо.
– Ты не пройдешь мимо нарколога. Ты не пройдешь мимо анализа на наркотики, ты не пройдешь мимо психиатра и мимо участкового. Эти справки не купишь. Никто не будет рисковать, тем более из-за какого-то подростка. Уровень безопасности в обществе повышает не запрет на оружие, а как раз наоборот. Бесполезно увеличивать группировку полицейских и охранников – вы не сможете на месте преступления в одну секунду материализовать человека с пистолетом. Либо люди защищают себя сами, либо нет.
48% терактов в Израиле предотвращаются мирным населением. Это общество вооруженных граждан, которое может себя защитить. Почему столько терактов происходит в школах? Потому что это зона, свободная от оружия. Казанский стрелок ведь не пошел мстить человечеству в отделение банка. Потому что знал: там он будет ликвидирован через полсекунды.
Как охранять школы?
В казанской гимназии №175 фактически не было охраны. Последний контракт с частным охранным предприятием (ЧОП) истек еще три года назад.
– Инициатива охраны школ возникла после Беслана, – вспоминает Алексей Филатов. – Чтобы школу гарантированно не захватили, ее нужно охранять, как Госдуму. Понятно, что таких возможностей нет. Но два сотрудника охраны на входе – это необходимый минимум.
– Проблема школы заключается в том, что туда приходят все одновременно. Если сделать проверку, как в аэропорту, то проход будет продолжаться несколько часов. Нужно искать другие решения, – говорит председатель комиссии по образованию Мосгордумы Евгений Бунимович. – Рейтинг школ должен состоять не только из показателей ГИА и ЕГЭ. Это стимулирует только аспект образования. А работу с проблемными подростками – нет. Это просто не заложено.
Если бы наши учителя, психологи, охранники были чуть профессиональнее, количество нападений удалось бы снизить. Охранник школы должен иметь педагогические навыки. Они же охраняют не склад с картошкой. Они должны знать детей, их повадки. Понимать, от кого может исходить угроза.
После казанского инцидента самые необычные меры были приняты в Мурманской области. Местное Министерство образования потребовало создать базу школьников и выпускников, «склонных к нарушению дисциплины» и «проявлявших немотивированную агрессию».
– Это ошибочное мнение, что какой-то буйный хулиган, который на уроке хамит и острит, – самый опасный. Любой психолог подтвердит, что это совсем не так, – говорит Евгений Бунимович. – Каждый раз, когда у нас что-то происходит, говорят: надо же, был такой тихий, неконфликтный мальчик...
Кто должен контролировать опасные сайты?
Свой рецепт повышения уровня безопасности предложили и в Госдуме.
Спикер Вячеслав Володин заявил о необходимости обсудить запрет на анонимность в интернете. За несколько минут до теракта казанский стрелок Ильназ Галявиев написал в телеграм-канале о том, что он собирается убить несколько человек.
– Обещание принять закон, который обеспечит анонимность в интернете – это сродни принятию закона, который может изменить скорость света. Технических возможностей для этого нет, – говорит юрист Центра цифровых прав Саркис Дарбинян. – Тем не менее это уже не первая попытка уничтожить анонимность российских пользователей. Единственное, что могут сделать сегодня наши законотворцы – это обязать российские сервисы и мессенджеры осуществлять регистрацию по паспорту. Вместо запретов можно использовать интернет для профилактики терактов. Это прежде всего должны быть меры социального воспитания, не связанные с контролем.
Как рассказал на допросе казанский стрелок Галявиев, бомбы он научился делать в интернете. По словам эксперта, полностью заблокировать сайты с опасной информацией невозможно.
– Не открою Америку, если скажу, что уже много лет существует даркнет (скрытый сегмент интернета), который постоянно развивается. Никаких инструментов воздействия на подобные сайты нет, – поясняет Саркис Дарбинян. – Тем не менее существуют методики по раскрытию преступлений, которые есть уже у американцев, они их хорошо используют. Это целый спектр сайтов – от торговли оружием до работорговли, инструкций по изготовлению наркотиков и всего, что можно представить. Бороться с этим сложно, обычные запреты и блокировки тут не помогают. Здесь должна быть оперативная работа, на уровне внедрения, раскрытия преступных ячеек и прочего, что у нас делается из рук вон плохо.
Дети-стрелки
«Колумбайн» по-русски
- 2 февраля 2014 г., Москва
Московский десятиклассник Сергей Гордеев пришел в школу с карабином, застрелил учителя географии и удерживал учеников в заложниках.
- 5 сентября 2017 г., Ивантеевка
Ученик девятого класса Пивнев пришел в школу с пневматической винтовкой, взрывпакетами и ударил учительницу информатики топором.
- 15 января 2018 г., Пермь
Двое старшеклассников напали с ножами на детей и учительницу.
- 19 января 2018 г., Улан-Удэ
Ученик девятого класса пришел в школу с топором и «коктейлем Молотова». Подросток поджег класс и стал бить школьников и учительницу топором.
- 17 октября 2018 г., Керчь
Студент четвертого курса Владислав Росляков прошел в колледж с самодельными взрывными устройствами и ружьем. Убил 20 человек, после чего покончил с собой.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №18-2021 под заголовком «Не можем повторить!».